Как создать студию дизайна без стартового капитала. Рассказ директора брестской Fajno Design


Если еще несколько десятилетий назад большинство людей делало ремонт в квартирах своими силами, а рекламные вывески для магазинов рисовали сами продавцы, то в наши дни за этими услугами все чаще обращаются к профессионалам. Толчком к развитию дизайна как самостоятельной услуги стал переход к капиталистической экономике в 90-х. Несмотря на то, что с тех пор прошел не один десяток лет, спрос на качественный дизайн только растет. Оно и понятно: конкуренция между производителями вызывает потребность в качественной рекламе. Дизайн стал полноценным инструментом продаж.

Обилие самых разных строительных и отделочных материалов позволяет обустраивать свое жилище, как душе угодно. И если во времена СССР брали то, что есть, сейчас даже определиться, чего именно хочется, бывает трудно. Подбор материалов, мебели, сочетание их между собой – это целое искусство. Люди хотят самовыражаться через свои интерьеры, поэтому те, кто не имеет врожденного чувства стиля, все чаще прибегают к услугам дизайнеров.

В наши дни открытие собственной дизайн студии более чем удачное решение. Если вы обладаете творческими задатками и соответствующими профессиональными навыками, то без труда займете свое место в этой бурно развивающейся отрасли. Но чтобы такое радостное начинание не омрачилось убытками, понадобится качественный бизнес план дизайн студии.

Начало работы

Сразу после старта наша студия разместила портфолио на Behance (англоязычная соцсеть для дизайнеров) и завела странички в  ,  , ВКонтакте.

Для студии очень важно иметь портфолио, которое не стыдно показать в сетях. Сначала ребята делали проекты для себя. А потом были первые заказы, конкурсы – например, конкурс на разработку дизайна интерьера музея первого героя Беларуси В.Н. Карвата в Бресте. Мы его выиграли – можно сказать, это был наш первый крупный заказ.

Мы пришли к выводу, что нам ближе бутстрэппинг – способ создания бизнеса собственными силами, с минимальными стартовыми инвестициями или без них вовсе. Это был самый быстрый способ организации работы. Ведь у нас не было начального капитала и мы, откровенно говоря, не хотели заморачиваться с составлением бизнес-планов.

Первоначально в большей степени нам хотелось заниматься промышленным дизайном. Мы создали несколько проектов ламп, кресел и стульев, которые потом очень помогли нам продвинуться и заявить о себе. Известность принес наш проект – лампа в форме птицы «Marina´s Birds». Люди из разных стран до сих пор пишут нам, желая ее приобрести. Но при проектировании мы не учитывали производственные нюансы, за что и поплатились: форма лампы оказалась очень сложной для производства.

Мы остановились на направлениях:

  • Дизайн-интерьера
  • 3D-визуализация
  • Графический дизайн
  • Предметный дизайн

Отмечу, что начинающим студиям на первом этапе достаточно портфолио на Behance, чтобы давать ссылку на него заказчикам. Подойдет даже группа ВКонтакте.

Но если вы хотите, чтобы заказчики видели в вас серьезную компанию – в процессе развития нужен сайт. Мы его также разработали, весь дизайн сделав самостоятельно.

Переезд в офис

После оплаты первых заказов мы сняли офис. Для командной работы он необходим, чтобы обсуждать идеи и не отвлекаться на домашние дела. Так как мы работаем с заказчиками дистанционно, то месторасположение офиса не имеет значения. Это может быть даже съемная (или личная) квартира, где все могут собираться. В офисе мы:

  • Начали обновлять технику и обустраивать офис
  • Сделали косметический ремонт помещения
  • Закупили новую мебель (стулья, столы, лампы)
  • Обновили технику, с которой работаем (компьютеры, мониторы, планшеты)

На этом этапе мы вложили в развитие около $1500-2000.

Сроки подготовки к открытию

В дизайнерском бизнесе по внутренней отделке помещений нет особой привязки к сезону. Работы можно выполнять в любое время при любой погоде. Единственным моментом застоя может быть лето, когда жители России планируют отдых и средства на ремонт могут быть сокращены. Поэтому летом лучше заняться оформлением своей студии, чтобы осенью начать работу в полном объеме. Может быть исключение, если клиентам потребуется оформление экстерьера при заказе проекта под ключ.

ПроцедураПериод
майиюньиюльавгуст
Оформление статуса ИП в ФНС, ПФР, ФСС. Поиск помещения. Разработка проекта по оформлению офиса+
Договор аренды, согласование перепланировки. Начало черновой отделки. Получение разрешения в архитектуре на оформление фасада рекламой+
Заказ материалов для чистовой отделки, подписание договоров с партнерами. Оформление заказа на изготовление мебели для персонала и посетителей. Подготовка материала для каталога-портфолио+
Работа по созданию и наполнению сайта, странички в соцсетях. Маркетинговая кампания+++
Оформление каталога проектов. Печать визиток, карт клиентов+
Заключительные работы по ремонту. Сборка мебели. Покупка техники и ПО+
Формирование штата сотрудников, оформление трудового договора+
День открытия+

Студия планирует открытие в середине августа, если не будет задержек по оформлению помещения и поставке оборудования.

Команда

Наша команда была сформирована с самого начала, нас связывают дружеские отношения. Самому младшему в студии – 21, а старшему – 27.

  • Руководитель
  • 3 дизайнера
  • Специалист по внешним связям, помогает нам добровольно
  • Фото предоставлено Fajno Design

Всей организационной работой, финансами, документами, сайтом, маркетингом и технической стороной занимаюсь я. Маленькой студии отдельный сотрудник для 3D-визуализации не нужен, дизайнеры занимаются и этим.

С проблемой кадров мы не сталкивались, потому что команда уже была сформирована. Я считаю, что дизайнеры могут быть и самоучками, но диплом архитектора не повредит. В некоторых случаях клиент может спросить, есть ли у дизайнера специализированное образование, так что это будет только плюсом. Тем не менее, я знаю девушку, которая училась на бухгалтера, но в итоге стала дизайнером.

Управлять творческими людьми сложно. Всегда много эмоций, важно никого не обидеть. У нас немного другая мотивация. Прежде чем взяться за любую работу, нужно понять, будет ли команде интересно ее выполнять. Если интересно, то с мотивацией никаких проблем не будет.

На случай принятия в коллектив еще одного сотрудника у нас есть два принципа:

  • Мы бы не хотели брать «левых» людей – это должен быть человек, с которым нам будет комфортно работать.
  • Новый сотрудник не может работать удаленно. Так мы плохо будем понимать друг друга, и это скажется на результатах.

Доходы и расходы

Рентабельность мы еще не считаем, потому что мы слишком молодая компания. Оставшиеся деньги регулярно откладываем на развитие студии. К примеру, сейчас нам нужен мощный серверный компьютер для рендеринга (создание изображения по модели), компоненты для улучшения характеристик компьютеров, которые у нас уже есть. Кроме того, мы «откладываем время» на обучение, творчество и саморазвитие.

Ежемесячный бюджет студии распределяется так:

  • Аренда офиса – 15%
  • Коммунальные платежи, Интернет и хостинг – около 3%
  • Зарплата – 40%
  • Налоги, отчисления в ФСЗН, прочие расходы – 30%
  • Откладываем на развитие – 12%

У нас это скорее распределение дохода – сколько заработали, столько получили. Чаще всего распределяем поровну, но каждый старается работать так, чтобы никому не было обидно. Работа над проектами всегда командная и все друг от друга зависят.

Цена наших работ всегда зависит от их характера и объекта. Поэтому назвать ее навскидку мы всегда отказываемся. Нужно, чтобы у клиента был определен бюджет, который он готов вложить в проект. Ведь одно дело – оплата нашей услуги, а совсем другое – сколько будет стоить реализация проекта.

Поэтому цену мы всегда считаем индивидуально для каждого проекта.

Если мы делаем очень интересный проект, то можно сторговаться. Если проект менее интересен, то цена будет такая, чтобы удобно было нам.

Когда творческие люди занимается любимым делом, деньги отходят на второй план. Нам иногда предлагают крупные проекты, но в большей степени рассчитанные на механическую, а не творческую работу, но мы не беремся за них.

Нам нравятся наши клиенты и проекты, а за счет небольших затрат студии мы можем позволить себе отказаться от заказа, если он нас не устраивает.

Как заработать на дизайне интерьера

Почти каждый клиент предпочтет получить готовую дизайнерскую работу под ключ.

Дизайн студии - как построить собственный бизнес и зарабатывать 500 000 с одного проекта

Основной перечень услуг, на котором зарабатывают интерьер-бюро:

  • консультативные мероприятия — в офисе и с выездом к клиенту;
  • составление дизайнерского авторского проекта;
  • объемная визуализация будущих апартаментов;
  • составление технической документации и согласование коммуникаций;
  • помощь клиенту в выборе предметов мебели, декора,отделочных материалов.

Дизайнерские студии — затраты и рентабельность

Если учесть, что потенциальные заказчики — это владельцы домов, площадь которых не менее 100 квадратов, примерная цена услуги под ключ может достигать отметки в полмиллиона рублей.

Например:

  • разработка нового проекта — планировка помещения, зонирование, проектная и техническая документация — в среднем, такие работы стоят около 200 000 рублей;
  • подбор мебели и декора — 50 000, плюс комиссионные от мебельных компаний и крупных торговых центров за крупный заказ;
  • индивидуальный проект небольшой квартиры — от 150 000 рублей.

Теперь посчитаем, какой будет чистая прибыль и когда студия выйдет на окупаемость.

Итак, при среднем доходе в 500 000 рублей, примерные затраты в месяц составят:

  • заработная плата сотрудников- до 200 000 рублей;
  • аренда — от 20 000;
  • коммунальные услуги — от 10 000;
  • офисные расходы — от 10 000;
  • транспорт — от 5 000;
  • реклама, каталоги, интернет-поддержка — около 80 000;
  • налоги — от 20 000;
  • остаток — 145 000 рублей. Именно это и есть чистая прибыль в месяц.

Если уровень заказов будет более масштабным, и число заключаемых сделок возрастет до 3-4 ежемесячно, полная окупаемость возможна уже спустя 2-3 месяца с момента открытия дизайнерского бюро.

Особенности рынка и конкуренция

На мировом уровне дизайн-студий много, но не могу сказать, чтобы мы чувствовали серьезную конкуренцию. Рынок тоже большой, и на каждого найдется клиент.

Кроме нас, в Бресте более-менее постоянно существует 1-2 дизайн-студии. В Минске дизайнеров интерьеров много. Хотя в некоторых случаях, когда смотришь на их работы – глаза «вытекают». Это скорее не дизайн, а евроремонт из конца 1990-х.

В нашей отрасли многие закрываются в течение двух-трех лет. Люди не готовы к проблемам, с которыми им предстоит столкнуться. Не раз замечал, как компания, только открывшись, старается сразу же въехать в крутой офис в центре города, тратится на дорогую рекламу на билбордах, но при этом не имеет даже более или менее толкового 3D-визуализатора.

Думаю, что нужно быть проще и брать не формой, а смыслом, а точнее – дизайном и уровнем своего портфолио.

Мы не закрылись – так как каждый из нас понимал, что это то, чем он действительно хочет заниматься. Был готов не ставить финансовый вопрос во главе и идти на многие жертвы, чтобы все получилось.

Преимущества работы с зарубежными заказчиками

Наши основные клиенты – средний и мелкий бизнес за рубежом. Это могут быть другие дизайн-студии, которые работают с клиентом в России, а мы делаем им дизайн интерьера или 3D-визуализацию. Есть компании, которые занимаются архитектурой и проектированием.

Работать в В2В нам проще, особенно на зарубежном рынке:

  • Стабильность. Если ты оказываешь качественные услуги по выгодной цене, то появляются постоянные клиенты и партнеры.
  • Повторные обращения. Компании возвращаются, часто с более объемными проектами и предложениями сотрудничества.
  • Надежность.

Нашей целевой аудитории важно, чтобы дизайн был практичный, недорогой и относительно простой. В основном у нас заказывают 3D-визуализацию различных помещений и зданий, дизайн интерьера, разработку различной мебели, малых архитектурных форм. Бывают заказы на предметный дизайн – в таком случае изделие идет в производство.

Я считаю, что не стоит замыкаться на узком рынке, особенно в нашей сфере. Белорусский рынок нам не очень интересен, так как он недостаточно велик и стабилен. Сейчас мы выполняем заказы из России и Молдовы, работали с Польшей, имеем небольшой опыт сотрудничества с талантливыми ребятами из Барселоны.

С дистанцией проблем не возникает: клиенты сами могут легко обмерить помещение и прислать фотографии, чаще всего мы работаем с готовыми и подробными планами. Если так совсем сложно или клиенту необходимо наше присутствие, мы собираемся и сами выезжаем на объект.

Компании, с которыми мы сотрудничаем, имеют по отношению к нам большой кредит доверия, поэтому не будут пытаться сэкономить и искать дешевле.

В работе с белорусским заказчиком у нас был интересный случай: компания обратилась за оценкой стоимости проекта и пропала. А через некоторое время – появилась с просьбой исправить работу, которую по всей видимости заказала по более низкой цене. Но «доделками» мы, как и многие другие студии, не занимаемся.

За рубежом чаще полностью полагаются на идеи дизайнера. В Беларуси бывают ситуации, когда твоими руками пытаются воплотить свое виденье.

Работать с зарубежными клиентами проще и интереснее. Их заказы могут казаться белорусскому рынку нетипичными. К примеру, к нам обращались компании из Польши, которым нужно было сделать презентацию обоев. Показав их текстуру, нас попросили изобразить, как обои будут смотреться в несложном интерьере. Совсем недавно нам написала компания из Японии, которая хотела бы продавать этот продукт на своем рынке и просила дать контакты производителя. До этого было много обращений от людей, которые хотели купить эти обои.

Мне сложно представить, что в Беларуси кто-то решил бы сделать так же. Мы рассылали подобное предложение о сотрудничестве белорусским производителям обоев, но нам никто не ответил. А мне кажется, для них это был бы выгодно – впоследствии с той презентации вышло много публикаций по всему миру. С нашего портфолио картинки разошлись очень широко.

Но все же мы иногда работаем с белорусскими компаниями – если видим для себя интересную задачу. Например, сейчас делаем дизайн интерьера для клиента из Минска, который открывает детский развлекательный центр в одном из торговых центров.

Штатный вопрос

Поиском сотрудников заниматься не нужно. В штат будут приняты уже известные специалисты, с которыми велась работа ранее. Это проверенные люди, не требующие времени на обучение и адаптацию в дизайнерском деле. У каждого есть сформированная клиентская база. Часть клиентов может продолжить работу со студией и дать рекомендации своим знакомым. Для персонала предусмотрен оклад и процентная ставка от сделки. Каждый проект требует много времени для реализации, поэтому сотрудники должны быть уверены в ежемесячном доходе. Список работников, их обязанности и зарплату отразим в таблице:

ДолжностьОбязанностиЧисленность, чел.Оклад, руб.Общая сумма по з/п, руб.
Административно-управленческий корпус:
Директор (собственник студии, ведущий дизайнер)
  • Управление фирмой, решение всех организационных вопросов. Начисление зарплаты сотрудникам.
  • Основная работа с клиентами, формирование концепции проекта. Составление технического задания с учетом пожеланий заказчика. Выезд на объект. Отслеживание сроков и качества работы.
  • Администрирование.
  • Поиск поставщиков, заключение договоров
150 тыс.50 тыс.
Бухгалтер
  • Бухгалтерский отчет (работает по совместительству)
18 тыс.8 тыс.
Дизайнер (помощник ведущего специалиста, выезжающий на менее серьезные объекты)
  • Общение с потенциальным заказчиком. Обсуждение задачи.
  • Подбор дизайнерской концепции с учетом пожеланий и вкуса клиента.
  • Разработка технического задания, выезд на объект, помощь в планировке и подборе материалов, меблировке.
  • Составление сметы. Открытие заказа, сопровождение, прием объекта при сдаче.
  • Мониторинг заказа на этапе визуализации, составления планов, технической документации проектировщиком
130 тыс.30 тыс.
Технический дизайнер
  • Разработка проекта в компьютерной программе.
  • Планировка, подготовка технических документов после окончательного согласования с заказчиком.
  • Подготовка документации для исполнительной бригады (отделочников, электрика, сантехника, производителя мебели).
  • Визуализация проекта в 3D-программе.
222 тыс.44 тыс.
Менеджер
  • Встреча посетителей, определение цели визита.
  • Организация встречи. Запись важной информации.
  • Связь с заказчиками по организационным вопросам.
  • Ведение табеля рабочего времени, общий документооборот.
  • Прием денежных средств у клиентов, ведение кассовых операций
115 тыс.15 тыс.
Всего6147 тыс.
Отчисления взносов47 тыс.
Общие расходы194 тыс.

Это затраты по зарплате на первое время, пока студия не выйдет на показатель до 10 крупных проектов в месяц. Тогда сотрудники будут мотивированы процентами от суммы заказа. Если доходность фирмы будет ниже предполагаемой, некоторые сотрудники могут перейти на условия удаленной работы по совместительству, чтобы иметь дополнительный доход.

Продвижение

Обычно нас находят сами. Поэтому мы пока не занимаемся активным продвижением, у дизайнеров полно работы. Клиенты находят нас по таким каналам:

  • Сайты. Много наших работ разошлось по крутым сайтам вроде adme.ru, yankodesign.com, журнал AD Russia.
  • Профили в социальных сетях. К нам приходили заказы даже из  .
  • Behance, это наиболее значимый ресурс для дизайнеров.
  • Сарафанное радио. Удивительно, но клиенты из одной страны дают рекомендации потенциальным клиентам из другой.
  • Собственный сайт. Мы не используем поисковое продвижение, но сайт неплохо раскручен за счет ссылок в публикациях.

Рассылка коммерческих предложений для нас неэффективна. Мы уверены – студии не нужна реклама, но нужен PR. Поэтому в нашей команде есть человек, который занимается внешними связями, придумывает информационные поводы. Публикаций уже столько, что стало тяжело отслеживать. Наши работы публиковали во многих книгах и журналах о дизайне. Особенно большая активность была со стороны Китая, Индонезии, Южной Кореи, Японии — они постоянно выпускают книги по дизайну интерьеров и многие наши работы туда попадают по несколько раз.

Бизнес-идея

В самом начале мы искали инвестиции для производства предметов интерьера собственного дизайна. Это единственное направлении студии, которое невозможно без крупных вложений. Именно поэтому пришлось отказаться от него, но разрабатывать новые продукты мы не перестали. На наши лампы-птички есть заказы со всего мира. В Беларуси, например, ими интересовалась сеть строительных гипермаркетов.

Потенциально целевая аудитория наших предметов – люди с хорошим достатком, скорее выше среднего. Чаще всего они разбираются в дизайне и высоко оценивают дизайнерскую работу. Стоимость дизайнерской вещи возрастает ввиду сложности производства, натуральных материалов, малого количества экземпляров. Простой пример – итальянские светильники Masiero, которые стоят €3500. Но нам бы хотелось, чтобы наши предметы были более доступны. Если нам однажды удастся отправить люстру с птичками на производство, то цена не должна превышать €700.

Помимо мебели, светильников и стульев, мы работаем над собственными коллекциями обоев в надежде, что получится посотрудничать с белорусскими фабриками.

У нашей студии есть несколько способов произвести собственные предметы:

1. Заниматься производством самостоятельно. Это огромные инвестиции, и мы такой вариант не рассматриваем.

2. Разрабатывать предметы на заказ. В этом случае заказчик единожды оплачивает выполненную работу и выкупает права на производство. При этом можно оговорить пункт, при котором будет указываться имя дизайнера.

3. Работать на партнерских условиях. Это практика, при которой дизайнер с производителем оговаривает процент от продаж предметов, которые он придумал.

Резюме

Дизайнерская студия предполагает работу не только с гражданами, которые обустраивают жилье (квартиру, частный дом), но и с организациями, юридическими лицами, желающими обустроить офис или торговую точку.

Организатором проекта выступает дизайнер с большим опытом и стажем работы с объектами разного назначения и сложности проектирования. Многие помещения оформлялись с нуля, когда к объекту не были подведены даже коммуникации.

В процессе предыдущей деятельности были наработаны контакты с партнерами, занимающимися продажей отделочных, строительных материалов, мебели, других предметов интерьера.

Есть возможность оформления небольшой экспозиции для будущих клиентов, которые пожелают получить не только проект на бумаге, но и полное сопровождение с подбором нужных вещей, материалов. Большая часть коллекций будет представлена в каталогах или в центрах партнеров.

Основное помещение предназначается для встреч с клиентом и работы сотрудников над проектом. Складская площадь не требуется.

Почему тяжело найти производителя предметов интерьера

Мы всегда подходим к дизайну с мыслью о производстве, но ничего из самых ранних работ еще не удалось реализовать. Производители из Беларуси не хотят браться за такие заказы, хотя на эти предметы определенно был бы спрос. Основная причина отказа – нет оборудования, а его закупка требует инвестиций.

Никто не хочет бросать свои планы и вкладываться в другой проект. К примеру, изготовление формы для литья колпака головы птички-лампы стоит около $10 000. Более того, никто из производителей, к которым мы обращались, не смог точно оценить стоимость литья под наш заказ.

Хотя самостоятельно найти производителя пока не удается, некоторые бизнесы находят нас сами. Сейчас мы ведем переговоры с зарубежной компанией, которая, возможно, закажет разработку коллекции предметов. Если у нас все получится, то мы совместно представим ее в 2021 году на выставке в Милане.

Пошаговая инструкция запуска

  1. Оформить ИП, указав вид деятельности по ОКВЭД2 59.20. «Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений». Написать заявление на применение патентной системы налогообложения в сфере «Монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика».
  2. Нанять звукорежиссера.
  3. Найти и отремонтировать помещение.
  4. Заказать оборудование и мебель.
  5. Произвести монтаж.
  6. Выполнить демозаписи, отладить оборудование.
  7. Создать сайт, отдать в печать полиграфические рекламные материалы.

Планы

Для нас важнее сначала наладить работу маленькой компании, набить шишек и получить достаточно опыта в организации бизнеса, чтобы все получилось в будущем. Но если придет время, когда мы захотим зарабатывать больше, то, скорее всего, расширим штат. И тогда, скорее всего, перерегистрируемся в ООО.

Я вижу возможности в развитии направления 3D-визуализации. С качественной визуализацией конкурентоспособность на мировом рынке значительно возрастает. Многие крупные компании отдают визуализацию на аутсорсинг.

А если правильно организовать подобную работу и собрать хорошую команду из профессионалов, то можно неплохо зарабатывать.

Набор персонала

Нельзя составить хороший бизнес-план дизайн-студии, не включив в него затраты на оплату работы сотрудников. Помимо менеджера по заказам, технички, бухгалтера студии потребуется несколько опытных дизайнеров. Будет замечательно, если они уже будут иметь опыт работы в аналогичных студиях или, как минимум, основательное портфолио.

Когда студия только приступила к выполнению заказов, вполне можно обойтись двумя-тремя специалистами, это позволит сэкономить на оплате труда в сложный период наработки базы клиентов. Впоследствии, если дела пойдут в гору, всегда можно расширить штат новыми специалистами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: