Ликвидность, что это такое простыми словами

ликвидность

Определение ликвидности любого предприятия, банка, компании или организации продиктовано условиями рыночной экономики.

Инвестор должен оценить, сможет ли фирма, в работу которой он вкладывает капитал, осуществить выплату дивидендов, насколько быстро это произойдет? Экономическая устойчивость, стабильность, рациональный менеджмент напрямую связаны с ликвидностью. Что это такое? Какие сведения нужны для оценки? Попробуем разобраться вместе, а также узнать практическое значение термина для бизнесмена.

Что такое ликвидность

Ликвидность – это способность материальных ресурсов быть реализованными за деньги по цене, близкой к рыночной, а степень ликвидности отражает время, необходимое для такого обращения. Это понятие применимо к разным категориям – активам, балансу, банкам, предприятиям.

В зависимости от времени, за которое можно преобразовать активы в наличные, они могут быть трех видов ликвидности:

  • Высоколиквидные – это вклады в банке, акции, облигации, валюта, государственные ценные бумаги. Эти ценности можно инкассировать в максимально короткие сроки.
  • Среднеликвидные включают дебиторскую задолженность, кроме краткосрочной и безнадежной, а также продукцию, готовую к реализации. Эти позиции конвертируются в деньги в срок от 1 до 6 месяцев без существенной потери в стоимости.
  • Низколиквидные – морально устаревшая техника и оборудование, просроченная дебиторская задолженность, недвижимость. Сюда же относятся все прочие категории, которые можно продать по цене, близкой к рыночной, только за длительное время.

Естественно, один и тот же финансовый инструмент может иметь как высокую, так и низкую ликвидность.

Пример

Акции нефтяной компании могут уйти на рынке за считанные секунды с разницей к покупной цене в несколько сотых процента. А акции малоизвестной фирмы будут продаваться значительно дольше или, в конце концов, потерять от первоначальной стоимости до 30%.

Элитный дом в пригороде относится к низколиквидным активам за счет своих особенностей: высокая цена, необходимость личного транспорта, узкий круг покупателей. А вот двухкомнатная квартира в спальном районе большого города может быть продана в короткие сроки за счет большого спроса.

Так что однозначно отнести ту или иную категорию к определенному виду бывает затруднительно.

Какой бывает ликвидность в зависимости от исследуемого объекта?

Оценить возможности для быстрой реализации можно для любого объекта. К примеру, ухоженный бюджетный автомобиль купят быстрее, чем старый изношенный диван или коллекцию магнитиков на холодильник, которую вы собирали по всему миру. Но ценители могут найтись на любую вещь. Говоря о бизнесе, понятие ликвидности существенно шире, и обычно применяется по отношению ко всей компании. Встречается ликвидность:

  • Активов – быстрее всего удастся вывести с расчетных счетов деньги, реализовать государственные ценные бумаги, закрыть вклады. А вот сырье, техника, помещения относятся к низколиквидным активам, снижающим платежеспособность;
  • Банка – способность выплатить вклады населению с учетом процентов и капитализации, а также получить прибыль по выданным кредитам. Ликвидность повышается за счет кредитных средств из ЦБ и банков, либо сбережений, то есть, личных ресурсов и результатов работы;
  • Баланса – показывает соотношение активов фирмы к ее пассивам, фактически, удается узнать, хватит ли средств у компании рассчитаться по долгам. Ликвидность снижается при увеличении размеров пассивов, получении кредитов, привлечении средств со стороны;
  • Предприятия – обширное понятие, которое требует выяснить платежеспособность, изучить представленную отчетность. Благодаря анализу удается понять, насколько фирма является стабильной и устойчивой к колебаниям рынка;
  • Организации – представляет собой исследование коэффициентов текущей, срочной ликвидности, покрытия – превышения собственных средств над кредитными.

Показатель ликвидности зависит от множества внутренних и внешних факторов – количества собственного имущества, размера дохода, рентабельности деятельности. Влияет умелый или неумелый менеджмент, ситуация в отрасли и в стране. Термин неразрывно связан и с иными экономическими категориями: платежеспособностью, кредиторской, дебиторской задолженностью, окупаемостью предприятия.

Виды активов по степени ликвидности

Безусловно, разделить все имущество можно в зависимости от быстроты его реализации. Активы ликвидного плана – собственность, которую можно продать в краткосрочной и долгосрочной перспективе, то есть, на нее есть покупательский спрос. Кроме того, выделяется несколько типов активов:

  • Высоколиквидные – те, что можно перевести в деньги за максимально сжатое время. Примеры: вклады, наличные деньги в кассе, средства на расчетном счете компании, ценные бумаги крупных организаций (Сбербанк, Роснефть), иностранная валюта, государственные облигации;
  • Среднеликвидные – активы превращаются в деньги в течение полугода, при этом, не потеряв рыночной стоимости. Сюда относят готовую к продаже продукцию, имущество, пользующееся спросом, дебиторскую задолженность;
  • Низколиквидные – недвижимость, включая земельные участки, устаревшая техника, оборудование, то есть те изделия, которые придется продавать длительное время;
  • Неликвидные – долгосрочные вложения, основные средства, нематериальные активы.

Нужно понимать, что реализовать на рынке можно любое имущество, но для низколиквидных объектов цена может оказаться ниже ожидаемой, либо потребуется ждать несколько месяцев, пока найдется покупатель.

Кстати, отнесение конкретных видов активов к той или иной степени спроса является условным. Например, продать огромный склад в глухой деревне, где нет коммуникаций и дорог затруднительно, поэтому он относится к неликвидному имуществу. А вот магазин или киоск в перспективном районе, где коммерческая недвижимость пользуется спросом, удастся реализовать за несколько дней или недель.

активы ликвидности

Коэффициенты ликвидности для анализа деятельности предприятия

Выясняя способностьорганизации отвечать изменяющимся потребностям рынка, необходимо провести качественный анализ деятельности. В упрощенном варианте применяют количественные механизмы – показатели, оценивающие стабильность и финансовую устойчивость:

  • Коэффициент общей ликвидности – соотношение оборотных средств и кредитных обязательств. Когда цифра находится в пределах до единицы, значит, что фирма в состоянии расплатиться по договорам, однако при превышении 3 единиц можно говорить о нерациональном использовании ресурсов – деньги просто лежат на счетах и не работают;
  • Коэффициент срочной ликвидности – способность исполнять долговые обязательства без привлечения резервного фонда и сырьевых запасов. При снижении до 0,7 организация теряет привлекательность в глазах инвесторов, а банки не идут на охотное сотрудничество;
  • Коэффициент абсолютной ликвидности – соотношение денежных средств на счетах и в кассе к краткосрочным обязательствам. В норме, когда показатель выше 0,2, в противном случае требуется финансовыйанализ устойчивости и платежеспособности, а рассчитаться по долгам для компании затруднительно.

Нужно понимать, что вышеуказанные коэффициенты – отнюдь не самые важные показатели, которые однозначно свидетельствуют об успешном ведении дел на предприятии. Необходимо учитывать экономическую ситуацию, дату основания фирмы, особенности конкретной отрасли, к примеру, в сельском хозяйстве огромную роль играет сезонность.

Зачем инвестору и бизнесмену нужно знать степень ликвидности?

Казалось бы, зачем выяснять все эти термины, давать им определения, узнавать, какие характеристики имеет то или иное предприятие. На самом же деле все просто: в бизнесе нельзя инвестировать деньгибез тщательного анализа, необходимо определить показатели деятельности компании, оценить результаты работы в цифрах.

Даже если на первый взгляд фирма выглядит успешной, а поток покупателей растет, это не говорит, что дела идут хорошо, а обязанности перед инвесторами будут выполнены в срок. Возможно, используется большой поток заемного капитала, кредитный баланс увеличивается, и выплатить по счетам организация просто не сможет.

Анализируя, куда направить свой капитал, рекомендуется составить портфель из активов разной степени ликвидности. Конечно, ценные бумаги крупных и успешных компаний всегда востребованы, но и прибыль по ним невысока. Для бизнесмена важно изучить свойство денег к реализации, это повысит инвестиционную привлекательность, позволит рассчитывать на помощь банков, если понадобятся заемные средства.

Ликвидность, платежеспособность и рентабельность

Многие даже опытные бизнесмены не совсем корректно представляют себе, как соотносятся между собой эти понятия.

Платежеспособность подразумевает наличие в достаточном объеме у компании денежных средств или их эквивалентов для срочного погашения кредиторской задолженности.

Ликвидность же понятие более широкое, хоть и неразрывно связанное с предыдущим. От ее степени зависит способность покрывать долги на конкретное время, а также определяется перспективное состояние расчетов. При этом может быть ликвидность совокупных ресурсов, как необходимость получения денег в случае ликвидации или банкротства, и оборотных активов, которые и обеспечивают текущую платежеспособность.

ликвидность

изображение с сайта konspekta.net

Рентабельность же, т.е. прибыльность, возможна и при невысокой ликвидности.

Пример

Небольшая молодая фирма, предоставляющая услуги грузчиков, брала кредит на свое развитие. Имеет две подержанных машины и небольшой штат сотрудников. Ликвидность ее очень не высокая, так как имеющиеся активы после их реализации не в состоянии будут перекрыть долги. Однако при хорошей суточной выручке доходность будет высокая, а соответственно, дело является рентабельным.

И наоборот, компания, имеющая большую ликвидность при низкой прибыльности, может разориться в скором времени.

Отличия от рентабельности и платежеспособности

Выше мы обсуждали, что это – ликвидность простыми словами в экономике. Далеко не все знают, что понятие не является синонимом рентабельности и платежеспособности. Давайте рассмотрим, какая разница между словами существует.

  • Что называется платежеспособностью? Это возможность организации или конкретного лица погасить обязательства за счет любых источников формирования средств;
  • В это же время ликвидность подразумевает возможность покрытия долга на определенное время за счет разнообразных ресурсов;
  • А что показывает рентабельность? Определение гласит, что это возможность определить прибыльность вложений в качестве соотношения маржи к действующим активам. Рентабельность демонстрирует эффективность управления денежными средствами и не связывает материальные ценности с источниками получения.

Из этого обзора вы смогли узнать, что это такое – ликвидность предприятия простыми словами. Запоминайте несложные инструкции и погружайтесь в мир занимательной экономики – вы убедитесь, что терминология и расчеты доступны даже новичку. Далее, как оплатить налоги по ИНН физическому лицу за 5 минут.

Ликвидность активов и баланса

Как уже говорилось выше, все активы компании можно расположить по степени снижения ликвидности в следующем порядке:

  • деньги на счетах и наличные;
  • банковские и государственные ценные бумаги, акции;
  • дебиторская задолженность и краткосрочные вложения;
  • готовая к реализации продукция, а также запасы;
  • материалы;
  • оборудование;
  • недвижимость.

Способность оборотных активов к обращению в наличные средства в короткие сроки обеспечивают платежеспособность предприятия.

ликвидность активов

изображение с сайта forexaw.com

Ликвидность баланса отражает соотношение имеющихся активов к существующим пассивам, а точнее, можно ли за деньги, которые выручат от продажи имеющегося имущества, рассчитаться по долгам в определенные сроки.

Для этой цели выделяется 4 группы активов:

А1 – способные быть проданными в кратчайшие сроки;

А2 – реализуемые в срок до 12 месяцев;

А3 – остальные оборотные активы;

А4 – необоротные.

Пассивы же при этом группируются в зависимости от сроков их погашения:

П1 –текущие обязательства перед кредиторами, сотрудниками, госбюджетом и т.д., требующие скорейшей выплаты;

П2 –кредиты и займы, сроком до 1 года;

П3 – финансовые обязательства, которые нет необходимости выполнять в текущем году;

П4 –собственный капитал.

Предприятие будет ликвидно при условии, что первые три пункта активов превышают первые три пассивов, а последняя наоборот.

Ликвидность банка

Ликвидность банка – это его возможность отвечать по своим финансовым обязательствам, говоря простыми словами, выплачивать вклады с обещанными процентами своим клиентам, а также погашать обязательные платежи. Естественно, после этого у него должны остаться средства для продолжения своей деятельности.

В зависимости от сроков выделяют следующие виды ликвидности банков:

  • мгновенная;
  • краткосрочная;
  • среднесрочная;
  • долгосрочная.

Кроме того в зависимости от источника обеспечения:

  • Покупная – создана за счет межбанковских кредитов и займов от Центрального банка России;
  • Накопленная – собственные деньги и приравненные к ним активы, а также ресурсы которые легко инкассировать в наличность.

На ликвидность банка влияет совокупность внутренних и внешних факторов. К первым относится все имущество финансовой организации, его размер и качество, величина собственного капитала, степень независимости. Чем больше собственных активов имеет банк, тем он устойчивей. Однако, нельзя игнорировать внешние факторы, такие как экономическая и политическая обстановка в стране.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: