Реформа паушального налогообложения в Швейцарии с 1.1.2021. Выигрывает Лихтенштейн


Паушальный взнос — единоразовый платеж, который покупатель франшизы (франчайзи) платит ее владельцу (франчайзеру), чтобы работать под чужим товарным знаком. Обычно это фиксированная сумма, одинаковая для всех покупателей франшизы.
Франчайзинговые предприятия – возможность хорошо зарабатывать, не имея собственной гениальной идеи бизнеса, новой технологии, схемы управления коллективом или изобретения. В наш век выгодных инвестиций есть опция вложения капитала во франшизу и получения доходов с нее. Такой бизнес рентабелен и сулит расширение сети филиалов создателю головной фирмы, а также дарит обещание гарантированных доходов организациям партнеров.

Паушальный взнос: общее понятие

Паушальный взнос простыми словами обозначает фиксированную сумму, которая переводится франчайзи (владельцем торговой точки) компании, владеющей зарегистрированным товарным знаком (франчайзеру). После оплаты (для перевода могут использоваться любые денежные знаки) клиент получает готовую модель ведения бизнеса. Введение платежа не является обязательным, ряд фирм отказывается от сбора, привлекая дополнительных партнеров по бизнесу.

Существует дополнительное понятие роялти, предусматривающее внесение ежемесячных взносов за использование марки. Платежи могут иметь фиксированный размер или зависеть от оборота компании франчайзи (например, 5% от ежемесячного или ежеквартального объема средств, прошедших через отчетность).

Условия заранее оговариваются при заключении договора, стороны вправе пересмотреть требования в сторону как уменьшения, так и увеличения суммы.

История возникновения

Понятие появилось на территории США в прошлом столетии из-за бурного развития различных предприятий, работающих под брендом головной компании. В Северной Америке используется термин franchise fee — лицензионный платеж, однако в Российской Федерации обозначение не прижилось.

В русскоязычных документах стал применяться термин, происходящий от немецкого слова die Pauschale (дословный перевод — «целиком» или «в общем и целом»). При этом официальное определение в законодательстве РФ не предусмотрено.

Особенности

Особенности взноса:

  • предусматривает ограничение территории ведения бизнеса;
  • является срочным либо бессрочным (зависит от условий контракта);
  • франчайзер может снизить размер платежа при условии, что франчайзи не станет создавать конкуренцию головной компании;
  • платеж вносится 1 раз или разделяется на доли (допускается перечисление доли от прибыли или процента от оборота).

Размер платежа и перечень услуг регламентируются заключенным контрактом (например, в документе может присутствовать пункт, не допускающий приобретение клиентом франшизы у компаний, являющихся конкурентами собственнику бренда). На территории РФ необходима обязательная регистрация договора франшизы в Роспатенте. В противном случае судебные органы признают контракт недействительным и предписывают владельцу бренда вернуть денежные средства клиенту.

Роялти: понятие, виды, размер платежа

Роялти – это периодические платежи, которые франчайзи обязан вносить своему франчайзеру. Выделяют три вида роялти:

Процент с оборота

В этом случае франчайзи уплачивает сумму, составляющую определенный процент от объема продаж за установленный промежуток времени. Размер процента, подлежащего уплате, устанавливается положениями договора, заключаемого перед началом работы. Как правило, он составляет около 5% от всего товарооборота, однако, в некоторых случаях, его размер может достигать 15%. Такой вид роялти используется на практике чаще всего.

Процент с маржи

Маржа – это экономический показатель, характеризующий разницу между ценой на товар и его себестоимостью (подробнее здесь). Такой метод расчета роялти применяется в том случае, если на разные виды товаров франчайзи устанавливает разную наценку, а франчайзер обладает инструментами, необходимыми для осуществления полного контроля над формированием такой наценки.

Фиксированный роялти

Используется в том случае, если отследить фактический объем продаж или размер торговой наценки очень сложно. В договоре указывается сумма взноса и периодичность его отчисления – таким образом франчайзи оплачивает франчайзеру услуги по развитию бизнеса и возможность работы под его торговой маркой.

Основные составляющие

При внесении паушального взноса клиент получает от владельца бренда:

  • разрешение на использование торгового знака (срочно либо бессрочно);
  • доступ к базам данных или обучающим программам;
  • поддержку при разработке рекламного контента, соответствующего корпоративным стандартам;
  • помощь в поиске офисного помещения и персонала (с проведением обучения);
  • разработку рекламной кампании и предоставление сайта с доменным именем;
  • базу данных потенциальных клиентов, заинтересованных в приобретении товаров или услуг;
  • передачу стартовой партии товара в счет паушального взноса;
  • обеспечение поддержки на этапе запуска (с выездом команды специалистов);
  • введение ограничения на передачу бренда другим покупателям на территории города либо региона (для обеспечения конкурентного преимущества).

Право работать под брендом франчайзера

На территории Российской Федерации присутствуют франшизы, не имеющие зарегистрированного товарного знака. В этом случае преимущество использования символики бренда не является ключевым и не обеспечивает конкурентного преимущества.

Наработки, база знаний, опыт компании

После заключения договора возможно предоставление доступа к:

  1. Базе данных (английский термин — «франчайзи-бук»), в которой прописаны необходимые требования к франчайзи и особенности построения бизнес-модели. Документация позволяет клиенту самостоятельно находить ответы на вопросы, не загружая менеджмент головного предприятия запросами.
  2. Обучающим программам, организованным головным предприятием. Курсы проводятся в очной форме либо с использованием дистанционных методик (например, онлайн-тренинги при помощи Skype). Существуют различные курсы для руководства компании и персонала.
  3. Специальному порталу для обмена информацией между всеми партнерами или получения консультаций со стороны бизнес-тренеров.

Паушальный взнос курсы
После оплаты паушального взноса франчайзи может получить доступ к обучающим курсам компании-франчайзера.

Брендбук

В рамках договора головное предприятие передает клиенту дизайнерские макеты, выдержанные в едином фирменном стиле:

  • вывесок;
  • рекламных буклетов;
  • визитных карточек для сотрудников;
  • бланков документации для ведения переписки.

Помощь в подборе помещения для покупателя франшизы

Держатель бренда оговаривает площадь и расположение помещения для покупателя франшизы. Некоторые головные компании самостоятельно подбирают и арендуют недвижимость в городе или на трассе (например, при организации сетевой заправочной станции).

Франчайзи не требуется самостоятельно вести переговоры с собственниками помещений, что позволяет сэкономить время и деньги.

Помощь в подборе персонала

При наличии такого пункта владелец франшизы оказывает помощь в разработке и публикации вакансий либо берет на себя часть переговоров с кадровыми агентствами. После подбора кандидатов представитель головного подразделения проводит собеседования и подбирает персонал для франчайзи. Иногда в контракты включаются пункты, касающиеся повышения квалификации сотрудников после приема на работу.

Паушальный взнос подбор персонала
После внесения паушального взноса франчайзер может оказать помощь франчайзи в сфере подбора персонала.

Настройка рекламной кампании

Если в составе головной компании имеется отдел рекламы, то маркетологи оказывают поддержку в разработке кампании для покупателя франшизы. Подготовленные материалы соответствуют требованиям владельца бренда по цветовому оформлению, содержат требуемые рекламные слоганы.

Сайт

Сайт используется для продвижения продукции, поставляемой франчайзи на рынок. Для каждого клиента разрабатывается отдельный портал с оригинальным обозначением, который базируется на сервере головной компании и связан с сайтом владельца бренда.

В названии портала для франчайзи используются обозначение населенного пункта или иной идентификатор, позволяющий выделить компанию на фоне прочих клиентов.

Заявки

При оформлении договора клиент может получить от держателя бренда некоторое количество заявок (или лидов) от потенциальных клиентов. По мере разработки бизнеса покупатель товарного знака начинает формировать собственную базу покупателей. Владельцу франчайзи необходимо учесть, что переданные клиенты необязательно осуществят закупку товаров или услуг в заявленном объеме.

Товары

В рамках договора клиент может получить первую партию продукции бесплатно или с частичной оплатой. Оставшаяся часть суммы компенсируется взносом либо выплачивается равными долями в течение оговоренного интервала времени.

Паушальный взнос товары
Паушальный взнос может давать право франчайзи получить первую партию товаров на безвозмездной основе, либо с частичной оплатой.

Выезд команды запуска

Если у владельца франчайзи отсутствует опыт ведения бизнеса, то в контракт прописывают пункт, предусматривающий выезд команды поддержки. Сотрудники головного офиса обеспечивают обучение персонала и участвуют в заключении и сопровождении первых сделок. Опция включается в премиальный пакет, предусматривающий внесение дополнительного платежа.

Эксклюзив на город

Предложение входит в премиальный пакет и предусматривает ограничение количества франчайзи на территории города или региона. Головная компания обязуется не продавать бренд другим фирмам, планирующим работать в выбранном населенном пункте.

Некоторые владельцы бренда вводят эксклюзив на город в базовый пакет, который предлагается предприятиям, работающим в небольших поселках.

Роялти во франчайзинге

В наши дни термин стал известен благодаря растущей популярности франчайзинга, который считается обоюдовыгодной формой сотрудничества между предпринимателями. Суть франчайзинга заключается в том, что начинающий коммерсант (франчайзи) покупает готовый бизнес (франшизу), а правообладатель оказывает подопечному поддержку на всех этапах становления и развития нового предприятия, от подбора персонала до переговоров с поставщиками. Франшиза приобретается путем внесения первоначального платежа (иногда – в рассрочку). Также на франчайзи возлагается обязанность выплачивать роялти.

Иногда под роялти понимается только вознаграждение за использование бренда.

Чаще роялти служит платой за помощь франчайзера в налаживании бизнеса: маркетинговые и дизайнерские услуги, инструктаж персонала, создание рекламной продукции, распространение информации о франчайзи в Интернете.

Таким образом франчайзи оплачивает управление бизнесом, то есть обеспечение его функционирования. Он вознаграждает правообладателя за то, что тот позволил ему выйти на рынок под своим именем, предоставил право пользоваться всеми причитающимися благами и получать прибыль от готового бизнеса.

Как рассчитать паушальный платеж

Для приблизительного расчета суммы необходимо выяснить:

  • наименование франшизы от конкурентов;
  • заявленные стоимости взносов (единовременного или ежемесячного);
  • перечень предоставляемых услуг.

На основе полученных данных составляют таблицу и анализируют данные. Проверка позволяет определить причины повышенного взноса у ряда компаний, дополнительные платежи компенсируются расширенным перечнем услуг.


Расчет паушального взноса осуществляется в индивидуальном порядке.

Отображение в бухгалтерии

Затраты на взнос облагаются налогом НДС и отражаются в бухгалтерской отчетности партнеров в соответствии с положением ПБК 14/2007. Если владелец марки получает доход от продажи франшизы (деятельность является основной), то взнос отображается как прибыль от реализации товаров или услуг. В противном случае сумма указывается как часть операционного дохода компании. Франчайзер указывает сумму в проводках 51/62 и 76 (для паушального сбора) или 60 и 76/51 (для роялти).

При распределении взноса на ежемесячные доли данные проводятся через счет 97.

Возможность возврата денежных средств

Поводами для расторжения договора с возвратом взноса являются:

  • отсутствие у франчайзера подтвержденных прав на товарный знак, передаваемый франчайзи:
  • нарушение условий договора (например, сроков и номенклатуры поставляемого оборудования);
  • задержки с предоставлением консалтинговых услуг, указанных в контракте.

Сложности с возвратом возникают при фиксированном размере роялти, после получения стартового взноса владелец бренда часто теряет интерес к клиенту и не обеспечивает поддержку. Проблема встречается при работе с компаниями, которые заинтересованы в заработке на паушальных сборах и изредка применяющих систему платежей, разделенных на доли. Если условия возврата денежных сумм оговорены в контракте, то франчайзи может вернуть взнос в судебном порядке.

Паушальный взнос возврат
Возврат паушального взноса может производиться в судебном порядке.

Как можно оплачивать

Есть 2 способа уплаты ПВ – единовременный платеж и отдельные выплаты за каждую категорию услуг. То есть, франчайзи платит отдельно – за товарный знак, отдельно – за программное обеспечение и так далее.

Конкретный способ выплат указывается в Договоре Концессии. Но обычно это единовременный платеж за всё сразу.

Можно ли вернуть паушальный взнос Такое бывает, когда ожидания бизнесмена не оправдались или франчайзер не выполняет свои обещания.

В таких случаях вопрос решается через суд.

Если франчайзинговый договор не был зарегистрирован в Роспатенте, ПВ будет возвращен франчайзи без разбирательств.

Отсутствие паушального взноса

Отказ от взноса возможен в случаях:

  • начала работы франчайзера на новом рынке сбыта;
  • при создании дочерней компании сотрудником предприятия, владеющего брендом.

Выход компании на новый рынок

При выходе головного предприятия на новый сектор деятельности необходимо определение конкурентов. Для этого создаются дочерние компании, которым не требуется вносить сбор. Владелец бренда получает раскрутку торговой марки и охват новых рынков сбыта продукции.

Подобная схема недоступна для мелких франчайзи, поскольку крупные компании стараются найти предпринимателей с опытом работы на выбранной территории.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: