Что такое ставка Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности


Как использовать роялти для вывода прибыли

Для вывода прибыли удобнее всего применять роялти за использование товарного знака. Ведь далеко не каждая компания владеет какими-то уникальными технологиями или авторскими правами. А разработать и зарегистрировать товарный знак может практически любой бизнесмен.

В первую очередь собственник компании должен открыть ИП. Воспользоваться самозанятостью в данном случае нельзя. В целом самозанятые имеют право получать доход от своей интеллектуальной собственности (письмо ФНС от 05.08.2019 № СД-4-3/15409). Но регистрировать товарный знак на физическое лицо российское законодательство пока не разрешает (ст. 1478 ГК РФ).

Правда, скорее всего, в 2021 году ситуация изменится. В принятой правительством «дорожной карте» предусмотрено внесение изменений в ГК РФ, которые разрешат самозанятым регистрировать на свое имя товарные знаки. Но пока возможно использовать только вариант с ИП.

Далее нужно разработать сам товарный знак и зарегистрировать его в Роспатенте. От том, как это сделать, читайте здесь.

После регистрации товарный знак нужно оценить. Оценка необходима для того, чтобы обоснованно установить размер выплаты за его использование.

И завершающий этап подготовки – заключение лицензионного договора. Его также необходимо зарегистрировать в Роспатенте.

На каждом этапе придется потратить не только деньги, но и немало времени.

ЭтапЗатратыДлительность
Регистрация товарного знакаот 30 тыс. руб.от 6 до 18 месяцев
Оценка товарного знакаот 20 тыс. руб.от 1 недели до 1 месяца
Регистрация лицензионного договораот 13 тыс. руб.до 2,5 месяцев
Итогоот 60 тыс. руб.от 8 до 22 месяцев

Минимальные затраты на всю процедуру подготовки документов составят около 60 тыс. руб. При самом удачном варианте оформление займет около 8 месяцев, а может затянуться почти на 2 года и более. Наиболее длительная составляющая – регистрация товарного знака.

Причем надо иметь в виду, что в регистрации могут и отказать, например –если знак будет признан не уникальным или не соответствующим закону по иным соображениям. Госпошлина за заявку и экспертизу в размере 14 тыс. руб. при этом не возвращается.

Поэтому роялти имеет смысл использовать, только если предполагается длительная работа компании и получение существенного дохода.

Составные компоненты паушального взноса

ПВ формируется из нескольких групп затрат:

  1. На открытие: обучение работников, поиск поставщиков, закупка, настройка оборудования.
  2. Консультации по ведению бизнеса: особенности производства, фирменные схемы продаж, анализ рентабельности и т. д.
  3. Аккордный налог — фиксированная сумма, которая зависит от востребованности бренда.

В каждом отдельном случае составные компоненты могут отличаться. Объем участия в открытии франчайзер определяет самостоятельно, что прописывает в договоре.

Какую налоговую выгоду получит бизнесмен при выводе средств в виде роялти

Предпринимателю, который регистрирует товарный знак, удобнее всего использовать УСН и объект «Доходы». В этом случае он заплатит всего 6% от поступающих средств.

Правда, ИП еще должен платить фиксированные страховые взносы за себя. В 2021 году это – 40,9 тыс. руб. плюс 1% от выручки, превышающей 300 тыс. руб. Но страховые взносы ИП без работников может в полном объеме вычесть из 6% налога. Поэтому, когда годовая выручка ИП превысит 800 тыс. руб. налог полностью «перекроет» взносы и при дальнейшем увеличении суммы поступлений налоговая нагрузка останется в размере 6%.

УСН = 800 х 6% = 48 тыс. руб.

ВЗ = 40,9 + (800 – 300) х 1%= 45,9 тыс. руб.

Кроме того, если основная компания использует общую налоговую систему (ОСНО) или УСН «Доходы минус расходы», то можно не просто заплатить минимум налогов, но даже сэкономить. Ведь платежи за использование товарного знака – это расходы компании, которые уменьшают налоговую базу.

Получается, что учредитель в статусе ИП заплатит 6% от поступивших средств, а одновременно юридическое лицо сэкономит от этой суммы 15% (при УСН «Доходы минус расходы») или 20% (при ОСНО).

Что такое паушальный взнос

Паушальный (первоначальный) взнос (ПВ) — это фиксированная цена, которую тот, кто приобретает франшизу, платит за товарный знак, инструкцию по ведению бизнеса. Реже компания предлагает за эти деньги отладить рабочий процесс, запустить дело.

Крупные игроки рынка, такие как Макдональдс, ищут поставщиков, персонал, проводят обучение и даже определяют локализацию ресторана. Причем рекомендации по ведению (поставщики, технические карты, дизайн и т. д.) составляют часть этой выплаты большую, чем сам товарный знак.

паушальный взнос это

Понятие паушального взноса.

Новички часто думают, что, оплатив ПВ, они получат доступ к бренду и могут начинать работать. Это возможно только у компаний, которые не заинтересованы в развитии фирмы и продают свои наработки для получения прибыли.

Организации, которым важно имя, продолжают курировать бизнес, оставляют за собой право на отказ в предоставлении франшизы. Будет при этом возвращен паушальный взнос или нет, прописывается в договоре концессии, поэтому следует внимательно изучать документы перед оформлением сделки.

На что нужно обратить внимание при выводе прибыли в виде роялти

Использование роялти позволяет бизнесменам вывести прибыль из компании с минимальной налоговой нагрузкой. Естественно, это не устраивает налоговиков, и они стараются оспорить подобные сделки.

Поэтому бизнесмен должен ответственно подходить к оформлению документов и не допускать ошибок, которые могут привести к аннулированию сделки.

  1. Регистрировать в Роспатенте товарный знак, лицензионный договор и все изменения к договору, если они будут.
  2. Товарный знак должен соответствовать виду деятельности компании и фактически использоваться в работе.
  3. Необходимо установить адекватный размер роялти. Законодательных ограничений здесь нет, но в практике бизнеса принято роялти в размере до 10% от выручки (в среднем – около 5%). Поэтому, если ожидается, что рентабельность бизнеса будет выше, нужно наряду с роялти запланировать и другие варианты вывода средств.

Новый зверь «франшиза»

На самом деле, франшиза, как тип бизнеса, далеко не нова. В Западной Европе и США она существует уже около века. А вот в Россию пришла не так давно.

Под франшизой понимают:

  • бизнес-план или технологии ведения бизнеса;
  • товарный знак или бренд предприятия;
  • поддержку новым предприятиям-компаньонам на всех этапах.

В суть франшизы входят некоторые из вышеперечисленных или все упомянутые параметры.

Франшизу как тип договоренности продает франчайзер – предприятие-владелец всех указанных ресурсов. Франчайзи – фирма, желающая развивать бизнес по аналогии с компанией-исходником.

Вывод

Вывод прибыли с помощью роялти позволяет не только снизить выплаты в бюджет, но и во многих случаях – сэкономить за счет снижения налогов основной компании.

Однако нужно помнить, что этот способ связан с рядом ограничений:

  1. Оформление документов будет занимать от нескольких месяцев до полутора лет.
  2. На госпошлину и другие необходимые расходы придется потратить не менее 60 тыс. руб.
  3. Существенной экономии на налогах можно будет достичь, только если годовая сумма выплат превысит 800 тыс. руб.
  4. Выплаты не должны превышать 10% от выручки компании, а лучше – не более 5%. В противном случае повышается вероятность претензий налоговиков.

Поэтому вариант с роялти целесообразно использовать компаниям с рентабельностью до 10% и годовыми оборотами, превышающими 10-15 млн руб., которые планируют стабильно работать, как минимум, несколько лет.

Юридические и налоговые нюансы

Юридические отношения между 2 сторонами (правообладателем и лицензиаром) устанавливаются в договоре, который заключается в соответствии с правилами, прописанными в ст. 1235 Гражданского Кодекса. Там указано, что договорные отношения предусматривают вознаграждение правообладателю в виде фиксированных или процентных платежей.

Выплата роялти в Российской Федерации попадает под 2 вида налогообложения:

  1. НДФЛ. Выплачивается стороной, которая перечисляет роялти с последующим взысканием у франчайзера. При заключении договора с иностранной компанией обе стороны могут быть освобождены от выплат в том случае, если у другой страны существуют специальные условия по оплате данного налога.
  2. НДС. Оплачивает франчайзер. Компании освобождаются от уплаты налога в случае передачи прав на изобретения, промышленные макеты, образцы, базы данных, программное обеспечение, например, это резиденты Парка высоких технологий (ПВТ).

Расходы франчайзинга

Если вы потратили некоторое время на просмотр возможностей франшизы, вы уже заметили, насколько сильно варьируются их инвестиционные уровни. Одной из областей, которая значительно отличается, является размер лицензионного платежа – сколько он стоит и как он уплачивается. Таким образом, вы чувствуете себя уверенно, сравнивая франшизы и находя тот, который идеально подходит для вас и вашего бюджета, читайте дальше, чтобы узнать все, что вам нужно знать о роялти.

Что это?

Роялти – это постоянный платеж, который франчайзи делают франчайзерам после покупки франшизы.

По сути, плата за роялти походит на постоянную плату за членство, чтобы остаться частью франшизы. Это отдельно от первоначального взноса франшизы, который является первоначальным разовым платежом, сделанным, чтобы стать членом франшизы. Когда вы покупаете франшизу, вы будете проинформированы о том, какой будет регулярная плата за роялти и как она рассчитывается.

Что такое роялти и можно ли купить бизнес без этого платежа? Плюсы и минусы

Зачем нужно?

По сути, постоянные лицензионные отчисления – это то, как франчайзер зарабатывает деньги, хотя значительная часть денег реинвестируется в бизнес для поддержки франчайзи и стимулирования роста и развития бренда.

Когда вы перечисляете деньги?

Плата за лицензионный платеж, как правило, выплачивается ежемесячно или ежеквартально и обычно рассчитывается как процент от валовой выручки. Однако существуют и другие методы расчета роялти за франшизу.

Валовые продажи

Наиболее распространенный способ расчета роялти – это процент от валовой выручки (прибыль, полученная от продажи услуг, товаров и любых других продуктов или товаров), которую получает франчайзи. Этот тип роялти дает стимул франчайзеру поддерживать рост франчайзи, так как они будут получать больше денег, чем выше прибыль франчайзи.

Они обычно входят в одну из трех форм:

Что такое роялти и можно ли купить бизнес без этого платежа? Плюсы и минусы

  • Фиксированный процент. В этом случае процентная ставка роялти устанавливается таким образом, чтобы франчайзи знали, сколько они должны платить франчайзеру ежемесячно или ежеквартально. Это самая простая структура для расчета роялти, и поэтому она широко используется.
  • Увеличение процента. Этот тип соглашения позволяет франчайзеру варьировать процент, который франчайзи платит в лицензионных отчислениях, на основании нескольких факторов. Наиболее значимым фактором для определения этой суммы является местоположение франшизы.
    По сути, применение модели с возрастающим процентом позволяет франчайзерам взимать более высокую ставку роялти для франчайзи, которые хотят торговать в занятой и, следовательно, более прибыльной области.
  • Снижение процента. Эта модель роялти приносит пользу франчайзи, которые усердно работают над построением своего бизнеса и в результате получают больше прибыли. Если франчайзи продает больше, франчайзер вознаграждает их, применяя более низкий процент роялти. Это стимулирует амбициозных франчайзи зарабатывать больше денег.

Подробнее о регулярных суммах

Добросовестные франчайзеры потратят много времени и усилий, чтобы определить правильный процент, чтобы установить размер роялти. Предпочтительно, франчайзер будет учитывать, что франчайзи должен получать разумную прибыль после расходов. Но важно поддерживать баланс. Плата также должна покрывать все текущие расходы, необходимые для процветания франшизы, и поэтому она должна быть реалистичной.

Что такое роялти и можно ли купить бизнес без этого платежа? Плюсы и минусы

Основные характеристики

Чем популярнее бренд, чем выше спрос на него, тем выше процент отчисления. Если город крупный, то он составляет 5-10%, в небольших городах получение высоких прибылей не представляется возможным, поэтому ставки невелики. Иногда компании проводят маркетинговые акции и освобождают франчайзи от платежей на определенный срок с целью поддержать его бизнес.

По франшизе услуг

Более половины ВВП России дает сфера услуг. К этому сегменту причастны туризм, недвижимость, реклама, бытовые услуги, парикмахерские и другое.

Идет рост деловой активности, создаются рабочие места для населения.

В товарной франшизе

Франчайзи на основе договора с головной компанией пользуется правом распространять продукт, который изготавливает франчайзер. Примером может служить изготовитель авто BMW, производитель определенной марки одежды Incanto и так далее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: