Как стартапу грамотно пройти все этапы — от рождения до продажи. Комментарий юриста


История и понятие Startup

Впервые в 1939 году в Америке понятие «startup» стало применяться в коммерческой отрасли. В то время большая часть организаций профессионально занимались инновационными технологиями и разработками, располагались в Сан-Франциско.

что такое стартап определение

Интересно! Марк Цукерберг считается первооткрывателем стартапов в интернете, создав социальную сеть «Фейсбук», а вот Павла Дурова таким нельзя считать, так как он разработал деяние на основе американского проекта, это, так называемый «умный клон».

История появления такого направления в предпринимательской деятельности не отличается ничем особым. Пара единомышленников после учебы в Стэнфорде решили открыть личный бизнес путем использования инновационных и неизвестных принципов и инструментов, и назвали свое деяние «Startup». Сейчас компании этих энтузиастов называются Хьюлетт-Паккард и известны буквально по всем странам.

Интернет-стартапы — это направление, успешно существующее и приносящее прибыль при грамотной проработке деталей. Основными примерами считаются такие ресурсы:

  1. Youtube — видео-хостинг, позволяющий окунуться в пространство видео-материала и зарабатывать нормальные деньги путем монетизации личного канала.
  2. Wikipedia — самая большая в интернете энциклопедия, хранящая в себе несколько миллионов востребованных статей и материалов.
  3. Skype — это коммуникационная сеть, ей ежедневной пользуются миллионы людей. Skype первая в своей отрасли, поэтому относится к startup.

примеры стартапов

Этап 5. Рекламная кампания

Обычная командаСтартап-команда
Стандартная практика для заказной разработки: большая рекламная кампания после запуска финальной версии проекта. Так происходит, во-первых, потому, что последовательно работать проще. А во-вторых, потому что весь бюджет ушел в разработку, к продвижению часто приступают спустя какое-то время после запуска, оправившись от финансовых потерь.Продвижением нужно заниматься уже на этапе запуска MVP. Даже раньше: готовить кампанию во время разработки первой версии продукта. Специфика продвижения стартапа еще и в том, что ресурсы на продвижения часто ограничены. Таким образом, задачей первого этапа продвижения становится поиск наиболее эффективных каналов для проекта. Плюс такого подхода: одновременно с тестированием самого MVP продукта тестируется и его рекламная кампания. Таким образом, уже ко второму релизу мы получаем продукт, развитый в нужном направлении, и кампанию, скорректированную с учетом всей специфики конкретного кейса. И в «большое плавание» проект отправляется полностью подготовленным.

Разновидности стартапа

Стартапы классифицируются по определенным признакам: в зависимости от особенности продвигаемой продукции и рынка сбыта для готовых предложений, от степени наукоемкости при разработке.

«Умные копии известных открытий». Сюда относятся русские проекты, созданные на основе американских оригиналов, но важно не полностью дублировать первооткрывателя, а вносить изменения для модернизации.

«Агрессивные захватчики». К данной категории относятся проекты, направленные на захват определенного сегмента рынка и вытеснение конкурентов. Внедрение проводится за счет ценового сегмента, более выгодного для потенциальных клиентов.

«Темные лошадки». Нестандартные открытия, они не до конца известны конкурентам и целевой аудитории за счет их новаторства. С одной стороны такие проекты — это огромный риск, а с другой — отличная возможность завоевать потребительский рынок, если проект достойный того.

Стартапы на основе инновационных возможностей. Бизнес, созданный на основе IT-технологий — это прибыльный бизнес, если грамотно проработать его основные аспекты. Но для старта требуются большие денежные вливания, так как инновация — это дорогостоящая вещь и по карману не каждому предпринимателю.

стадии стартапа

Использование традиционных способов. Для создания нового стартапа не всегда нужно использовать IT-открытия, так как можно взять за основу уже испробованные методики. Нехитрые и легкие идеи — возможность создать успешные проекты.

Подбор оптимального способа создания и развития стартапа — это основа для усовершенствования своей предпринимательской деятельности.

Важно! При создании startup не нужно бояться экспериментов, они могут стать причиной для эффективного развития.

Этап #1. Создание продукта, «выход из пеленок» и выбор канала сбыта

Белорусские ИТ-проекты традиционно стартуют двумя способами:

1. Работа над своим проектом параллельно с работой на аутсорсинг. Еще несколько лет назад аутсорсинг был основной движущей силой эволюции белорусского ИТ-рынка — во многих компаниях работали аутсорсинговые команды: это обеспечивало постоянный финансовый поток, помогало удержаться на плаву и направить часть средств на разработку собственного продукта, а со временем полностью перейти к нему.

По этой же схеме работают многие программисты-фрилансеры. В свободное от основной работы время они занимаются собственными, в основном небольшими B2C-проектами: они не требуют значительных финансовых и временных вложений, и даже если проект «не выстрелит», это не сильно ударит по карману разработчика.

2. Продажа идеи продукта с изначальным привлечением внешних инвестиций. Эта схема может стать логическим продолжением первой, просто фокус смещается на привлечение капитала (не выручки) извне. Однако нередко талантливая команда с портфолио может найти инвестирование со старта, особенно когда доступ к инвестированию облегчился за счет новых и трендовых форм (краудфандинг, ICO, ангельские инвестиции).

Уже на начальном этапе, по мере доработки прототипа продукта и запуска альфа-версии, появляются вопросы сбыта и получения дохода.

Фото с сайта roboticon.by
Фото с сайта roboticon.by

Основные варианты сбыта сегодня такие:

  • Для мобильных приложений — в первую очередь AppStore или Google Play. Достаточно завести учетную запись, заключить соответствующий публичный договор, и дальше целенаправленно продвигать свой продукт. В прошлом году статья об особенностях работы с этими площадками оказалась крайне актуальной, потому что подняла пласт вопросов документооборота, налогообложения и валютного контроля. Проблематика нашла отражение в изменениях в Налоговом кодексе, а также в новом Декрете о ПВТ
  • Для другого софта — сайты самих разработчиков. В роли посредника по приему денег выступают процессинговые платформы, которые направляют полученные средства за вычетом процента вознаграждения на счет разработчика
  • Паблишеры, например, соцсети. Этот вариант сильно упрощает продвижение продукта, так как там уже собрана целевая аудитория
  • Для большей части сегмента продуктов B2B — индивидуальные контракты с условиями о кастомизации продукта или создания новой разработки для конкретного корпоративного клиента

Юридические риски этого этапа

На этапе выбора канала сбыта юридическая экспертиза нужна в небольшом объеме. Во-первых, для сектора B2B или для кастомизированного B2C (когда продвижение идет через собственный сайт) важно иметь качественный шаблон собственного договора на получение выручки, который будет предлагаться к заключению клиенту.

Правда, это не касается работы с корпорациями по публичным договорам либо с корпорациями-«генподрядчиками». Очевидно, что эти контрагенты не подстраиваются индивидуально под каждого клиента, соответственно, шаблоны для них почти невозможно адаптировать под местный рынок. Поэтому приходится подстраиваться под правила и, максимум, стоит проанализировать риски, налоговые последствия и ответственность.

Грубую ошибку многие допускают позже — на стадии активного продвижения продукта на рынок: недостаточно строго контролируют, какая интеллектуальная собственность является ключевой в проекте, кому принадлежат права и оформлены ли они в полном объеме.

Этапы развития Startup

При разработке собственного проекта не лишним будет учитывать этапы, так как детальная проработка — это возможность сделать открытие успешным и прибыльным:

  1. Создание честной картины предпочтений целевой аудитории для проработки основы.
  2. Изучение спроса и количества предложений для того, чтобы избавиться от высокой концентрации конкурентов.
  3. Создание модели startup для проработки его деталей с целью исключить риски и недоработанные моменты.
  4. После создания продукта можно провести небольшое тестирование группой людей. Это позволит избежать рисков и доработать проект.
  5. Если продукт будет правильно функционировать, то его прорекламировать для привлечения еще большего количества людей. За счет того, что привлекаются дополнительные клиенты, проект становится более развитым и приносит большую прибыль.

Важно! Не нужно бояться поражений, так как они позволят проработать точную концепцию работы стартапа без рисков и недоработок.

Этап 2. Детализация, техническое задание

Обычная команда

В водопадной модели разработки ТЗ пишется “раз и навсегда”, в scrum-разработке — меняется и дополняется перед каждым спринтом, небольшим участком разработки.

Но смысла это не меняет: обычный проект не нуждается в частых изменениях. По сути, даже scrum здесь избыточен — ну добавится у вас пара идей после первого месяца разработки, включите вы их в спринт, и на этом всё.

Техническое задание для обычного проекта — это его краеугольный камень. У вас должно быть целостное видение с самого начала. У подрядчика тоже. Возможны только небольшие шажки “в сторону” в ходе работ. Если начнете бомбардировать своего менеджера новыми идеями — скорее всего, вам предложат все обсуждения перенести на начала следующего спринта.

Стартап-команда

Во-первых, работа здесь идет только по гибким методологиям (scrum, agile) — чтобы была возможность все свежие идеи реализовать и обкатать как можно быстрее.

Во-вторых, любое ТЗ здесь устаревает через два месяца. Появились новые мысли. Вы увидели то, что получается, и вдруг пересмотрели видение проекта. Вы запустили раннюю версию, получили обратную связь и снова поменяли концепцию.

В стартап-команде рядом с вами всегда будет аналитическая группа: чтобы на лету проверять идеи на жизнеспособность, генерировать и обсуждать изменения, вносить новое в список на разработку.

Примеры стартап-проектов

Успешные проекты могут быть в реальном и виртуальном мире. Существуют интересные предложения, которые можно взять за основу при проработке startup.

стартап проекты

  1. Slack — мессенджер, появившейся в 2013 году и стал применяться в рамках компании для внутреннего общения между сотрудниками.
  2. Uber. Это новое программное обеспечение в области такси. Электронная система по вызову автомобиля, которая появилась в США и постепенно развилась по всему миру, получив при этом многомиллионные доходы.
  3. Snapchat. Это мобильное приложение для обмена фотографиями и видео. Простой интерфейс и широкая функциональность сделала его прибыльным для потребителей. Программа принесла своим разработчикам несколько десятков миллионов долларов.

Это далеко не все примеры известных и высокодоходных стартапов, которые можно взять за основу в развитии своей деятельности.

Определение понятия «стартап»: суть

Стартап (от англ. startup, startup company) – это любой молодой бизнес, который создается для реализации какой-либо перспективной идеи или идей с целью получения хорошей прибыли. Как правило, стартапы организуются небольшими (2–5 человек) компаниями людей.

Сейчас понятие «стартап» идет рука об руку с желанием предпринимателей создать новый информационный проект, рассчитывая на его быстрый рост и высокую капитализацию.

При этом важной отличительной особенностью стартапов является их технологичность. В основе большинства из них обязательно лежат некие технологические секреты производства.

Призвание стартапа — решать проблемы и задачи, которые со временем становится возможным решить только благодаря использованию результатов технического прогресса. «Современные высокотехнологичные проекты должны служить одной цели: упрощать пользователям любые действия в их повседневной жизни», считает Исаак “Биз” Стоун, основатель Twitter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: