Рассчитываем ROI интернет рекламы


Формула расчета ROI:

ROI

= (Доход от вложений — Размер вложений) / Размер вложений х 100%

Под “Доходом от вложений” вы, в зависимости от задач, можете понимать Валовую прибыль или Чистую прибыль (за вычетом налогов, пеней, кредитных выплат).

Рассмотрим простейший пример формулы расчета ROI: вы вложили рубль и в результате заработали 3 рубля — ваш ROI равен 200%. Если вложили 2 рубля и заработали 1 рубль, ROI = -50%. Вернули меньше, чем вложили — получаете отрицательный ROI.

ROI

— полезный показатель бизнес-аналитики. Если вы ищете инвесторов для своего дела, первое, о чем вас спросят — оценка эффективности инвестиций.

Что такое ROI

Если кратко, то ROI – коэффициент окупаемости инвестиций. По факту, он показывает, насколько успешными были Ваши вложения.

Поскольку это блог о маркетинге, то и интересен нам roi в маркетинге. Соответственно и пример расчета, и формула будут для маркетинговых целей. Американцы, например, маркетинговый ROI называют ROMI.

Но сначала я бы поделил людей на 3 типа:

  1. Те, кто никогда не слышал что за коэффициент такой;
  2. Те кто слышали, но не считают, думая, что это бесполезно;
  3. Те, кто его считают, думая, что это основа бизнеса.

Я не буду вдаваться в подробности, критиковать или защищать этот показатель. На самом деле споров много, как и статей в защиту той или иной позиции. Но мое мнение – считать roi в маркетинге надо и даже обязательно.

Ведь реклама, при правильном использовании (в первую очередь, с помощью измерения ROMI), – это некий печатный станок.

Чем больше Вы в него вложите, тем больше денег напечатаете. Мне очень нравится сравнение в презентации этого показателя маркетинга – “Меняю 100 рублей на 500”. Выглядит глупо, но именно это Вы должны увидеть в результате.

Какой ROI считается хорошим?

Нормальный ROI для различного рода бизнеса будет отличается. Не существует единого нормативного значения ROI. Однозначно, для здорового предприятия хороший ROI должен быть положительным. Необходимо стремиться к тому, чтобы коэффициент был как можно больше 100% (то есть уровня безубыточности).

Если при расчете у вас получается низкий ROI (отрицательный или меньше 100%) — срочно проанализируйте и пересмотрите свои вложения.

При составлении бизнес-плана ознакомьтесь с кейсами, посоветуйтесь с экспертами в вашей области, изучите статистику.

Воспользуйтесь нашим калькулятором для расчета ROMI. С помощью него вы также сможете оценить LTV и другие маркетинговые показатели.

При расчете коэффициента возврата инвестиций ROI примите во внимание и временные показатели. Сезонность, кризисные явления могут влиять на уровень ROI для разных отраслей.

Автоматический подсчет ROI

Посчитать ROI автоматически можно, основываясь на привязке к статистике. И мы реализовали идею автоматического подсчета коэффициента ROI с помощью пользовательских столбцов. Вдохновили наc на нее наши клиенты.

Ранее в личном кабинете Calltouch можно было работать только с уже настроенными отчетами, вариантов кастомизации фактически не представлялось. В связи с этим, клиенты часто приходили с запросами индивидуальных отчетов, составленных на основе тех маркетинговых показателей, которые их интересовали.

В какой то момент этих запросов стало так много, что было решено разработать удобный инструмент, который позволил бы клиентам самостоятельно составить любой отчет с нужными показателями в короткие сроки.

Процесс разработки занял три месяца. За это время нам удалось решить главную задачу: оптимизировать базу данных таким образом, чтобы, задавая формулу для пользовательского столбца в личном кабинете и обращаясь к нашей базе данных, пользователь сам своим запросом программировал ожидаемый результат. Сделали так, чтобы запрашиваемые данные были, c одной стороны, независимыми в базе, а с другой, связаны теми арифметическими действиями, которые задает пользователь.

Таким образом, мы создали систему, которая позволяет клиентам ввести нужные данные и на их основе автоматически рассчитать результат. Теперь они в несколько кликов могут настраивать собственные отчеты, число вариаций которых стало безграничным. Все, что требуется – выбрать метрики и ввести формулу.

Это, конечно же, касается и расчета ROI, формула которого также настраивается через пользовательские столбцы и рассчитывается в реальном времени.

Для расчета коэффициента возврата инвестиций достаточно выбрать нужные метрики, каждой из которых соответствует определенная переменная. Это может быть, к примеру, бюджет на рекламу, доход по сделкам, количество звонков или число заявок. После этого следует ввести данные в онлайн-калькулятор и выбрать арифметические действия, которые следует с этими данными осуществить.

Вот один из вариантов расчета ROI в личном кабинете:

(сумма сделок — бюджет на рекламу) / сумму бюджета * 100%

ROI считается достаточно просто и удобно с учетом того, что переменные всегда можно заменить на любые другие. Кроме того, автоматизация подсчетов значительно ускоряет процесс и позволяет регулярно следить за ROI в ходе рекламной кампании.

Автоматическая система расчета не допускает ошибок, однако и в работе с пользовательскими столбцами может возникнуть вездесущий человеческий фактор – на этапе ввода формулы. Поэтому, полагаясь на систему, следует все же перепроверять выбранные метрики и верность настройки самой формулы, вплоть до каждой расставленной скобки.

Формула ROMI:

То есть ROMI

= (прибыль от рекламы / расходы на маркетинг) х 100%. Или, подробнее:

Расшифруем:

  • ROMI
    = (Валовая прибыль — Затраты на маркетинг) / Затраты на маркетинг х 100%.
  • Валовая прибыль (в мес.) = Среднее кол-во покупок (в мес.) х Средний чек продажи х Маржинальность)
  • Среднее кол-во покупок (в мес.) = Кол-во переходов на сайт х Средняя конверсия. Это для прогноза, а если вы считаете факт — возьмите фактические значения из внутренней аналитики (с учетом маркетингового источника продаж).

Эта универсальная формула поможет понять, как считается ROI в контекстной рекламе, SEO, при комплексном продвижении.

Формула расчета коэффициента roi

Но тут опять возникает загвоздка. Какая формула нам необходима для расчета ROI? Какая нужна маркетологу?

Давайте разберём несколько примеров, после чего я раскрою Вам тайну, как Вы можете считать этот показатель за 10 секунд, не используя калькулятор и даже не понимая сути.

Пример 1. Общий возврат на инвестиции

Вы дали рекламу своего продукта на каком-нибудь рекламном канале. Например, реклама во Вконтакте, а точнее, рекламный пост у известных личностей. Сейчас не будем вдаваться, сколько их было и какой посыл был. За основу возьмём факт рекламы Вконтакте, в результате которой Вы получили такие цифры:

  1. Вложения в рекламу – 12 000 р.;
  2. Доход от вложений – 76 700 р.

То есть Вы затратили на рекламу 12 тысяч рублей, а пришедшие люди с этой рекламы купили у Вас на 76 700 рублей. Подставляем эти значения в нашу формулу и получаем:

ROI = (76 700 – 12 000) / 12 000 = 5,39 умножаем на 100% (ROI принято считать в процентах)

Результат данного канала по формуле расчета показателя ROI: 539%. То есть Вы вложили в рекламу 1 рубль, а получили почти 5,5 руб. Достойный результат. Уловили? Теперь давайте перейдем к более сложным вещам.

Да… да… Весьма достойный результат

Пример 2. Возврат на инвестиции с учётом себестоимости

В первом примере мы с Вами считали коэффициент прибыли без учёта себестоимости товара, особо внимательные должны были это заметить и возмутиться.

В данном случае рассчитаем ROMI именно как это подобает профессионалу, то есть с учётом основных затрат на производство Вашего продукта. Такая формула выглядит так:

ROMI = (Валовая прибыль – инвестиции в маркетинг) / Инвестиции в маркетинг

Но, как обычно, чтобы лучше всё усвоить. У нас есть легенда – мы производим надувные лодки.

  1. Продаем мы лодки за 250 000 рублей;
  2. Себестоимость этих лодок 100 000 рублей;
  3. На рекламу в журнале для рыбаков и охотников мы потратили 15 000 рублей;
  4. Получили 2 заказа (неплохой такой журнал я вам скажу!), каждый из которых приобрел по одной лодке.

Для начала посчитаем валовую (грязную) прибыль с двух проданных лодок. И выглядеть это будет вот так: Валовая прибыль = валовая выручка – себестоимость реализованной продукции

Валовая прибыль = (2 * 250 000 руб.) – (2 * 100 000 руб.) = 300 000 руб. А теперь сделаем сам расчет roi: ROI = (Валовая прибыль – инвестиции в маркетинг) / Инвестиции в маркетинг

ROI = (300 000 – 15 000) / 15 000 = 19 умножаем на 100% => 1900%

Это значит, что каждый рубль, который мы потратили на рекламу в журнале, принес нам 19 рублей чистых денег. Скажу сразу, это удачный пример инвестиций и подобный журнал – находка для Вашей ниши и нужно увеличить рекламный бюджет на него.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 32 000 чел. ВКЛЮЧАЙТЕСЬ

In-scale / маркетинг

Пример 3. Индекс расхода к доходу

И еще одна формула, MRE (Marketing Expense to Revenue) почти аналог ROMI, но уже больше для руководителей отдела маркетинга или для владельца бизнеса.

Как посчитать, сколько Вы тратите на маркетинг (я говорю не только о рекламе, но и об оплате специалистов или маркетологов) по отношению к полученному доходу? Довольно просто.

Маркетинговый индекс расхода к доходу = Затраты на маркетинг за какой-то период / Доход за тот же период

Помните наши лодки? Легенда продолжается:

  1. За 1 год мы получили доход в 15,5 млн руб.;
  2. За аналогичный период на рекламу и сотрудников отдела маркетинга потратили 1,7 млн. руб.

Маркетинговый индекс расхода к доходу = 1 700 000 / 15 500 000. По этим результатам данный индекс равен 0,11. Удобней в процентах? Пожалуйста: 11% дохода Вы тратите на маркетинг.

Пример расчета ROI для SEO

Вот пример из жизни — расчет ROMI для SEO-продвижения нашего клиента. Такие расчеты мы делаем каждый месяц.

Стоимость SEO (расходы)45 500 ₽
Поисковый трафик, визиты1214
Конверсия в заявку1,65%
Итого заявок в месяц20
Конверсия в продажи65%
Итого заказов в месяц13
Маржинальность22%
Средняя сумма заказа68 000₽
Валовая прибыль в мес.194 480 ₽
ROMI427%

Возврат маркетинговых инвестиций составил 427%. Такой ROMI считается очень хорошим. Значит, маркетинговый канал прибылен.

Подводные камни ROMI

ROMI — это полезный показатель, с его помощью удобно анализировать и подводить итоги, но всецело полагаться на него не стоит. Будьте внимательны и учитывайте разные факторы:

Длительность цикла продаж

Для некоторых сделок клиент принимает решение не один месяц. Вашу рекламу клиент мог увидеть в январе, а заключить сделку — в августе. Затраты списаны в одном месяце, прибыль начислена в другом — и хорошо, если вы аккуратны со статистикой и свяжете сделку с первичным обращением и его источником. ROMI за месяц вы посчитаете, но насколько он отразит реальную картину — вопрос. Чтобы избежать ошибки, возьмите для расчета более длинный период (и для затрат, и для продаж).

Хорошей иллюстрацией может послужить история одного нашего клиента. Компания продает и сдает в аренду торговые площади в центре города. Площади большие и дорогие, решение по сделке может приниматься полгода и больше. При этом прибыль с одной сделки с головой покрывает все расходы на маркетинг за год. Для подобных компаний считать возврат инвестиций ROI каждый месяц — бессмысленно. Поэтому в краткосрочном периоде мы ориентировались только на количество и качество пришедших с рекламы обращений, а через несколько месяцев смогли начать рассчитывать ROMI корректно.

Средний чек и прибыль

Для некоторых продаж сложно определить средний чек — слишком большой разброс сумм по разным сделкам. А еще размер прибыли для сделок, одинаковых по сумме, может скакать (причины: разные условия поставки, изменение логистических затрат, разный набор товаров в заказе и т.д.). В таком случае для прогнозирования ROMI средние показатели определить проблематично, но для факта все данные у вас все же будут. Исходя из фактических значений заложите усредненную величину в модель и затем периодически контролируйте отклонения.

Стабильность показателей продаж

На прибыль влияет не только реклама, но и продажи. К примеру, компанию покинули ведущие сотрудники отдела продаж. В итоге показатель конверсии в сделку и в оплату снизился, как следствие, понизился и ROMI, но с рекламой эти перемены напрямую не связаны.

Ситуации бывают разные. Советуем особенно внимательно относиться к предложениям по рекламе, где ROMI — основной показатель эффективности.

Приведем пример. Новые подрядчики спрогнозируют вам увеличение ROMI с 200 до 400% как главный KPI. Чтобы выполнить обещания, они отключат контекст на все низкомаржинальные товары. В итоге ROMI вырос, а продажи и прибыль упали. В отчетах — красиво, для бизнеса — убыточно.

Подведем итоги

Коэффициент возврата инвестиций (ROI) один из наиболее ярких показателей маркетинга, поэтому так важно не упускать его из внимания. Считать ROI автоматически или вручную – выбор каждого маркетолога. В любом случае, важно помнить, что ROI – показатель динамический, а значит и фиксировать его нужно регулярно, после каждого изменения в рекламной кампании.

Сам по себе ROI, конечно, не дает никаких результатов. Самое главное, это умело воспользоваться полученной информацией и внести корректировки в рекламные каналы на основе данных расчета.

Добиваться стабильно высокого ROI и других показателей эффективности вы можете научиться в GeekBrains. И факультет интернет-маркетинга с гарантированным трудоустройством, и курс Digital-маркетолог со стажировкой в крупной компании подходят новичкам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: