Оферта или договор присоединения. Прочитай до подписания!


Понятие оферты

Конкретное определение гласит: офертой называется предложение о заключении сотрудничества или выгодной сделки, которое делает продавец определенному человеку или даже кругу заинтересованных лиц.

Договор оферты

Какие условия должна содержать оферта? Очень важно, чтобы все требования и условия оферты были четко указаны в договоре. Грамотно оформленная оферта должна содержать:

  • точное описание предмета договора;
  • рассчитанная реальная стоимость продажи, которая остается неизменной до конца действия оферты;
  • конкретные сроки, в которые покупатель должен произвести зачисление денежных средств за покупку;
  • четко описанные права, которые с момента заключения договора получает как покупатель, так и продавец;
  • все возможные санкции, которые могут применяться относительно нарушения одной из сторон условий договора.

При заключении договора необходимо сразу определить, какой именно нормативный акт будет регулировать взаимоотношения сторон данной сделки. Помните, что толкование некоторых нюансов может различаться в рамках ГК РФ и Венских конвенциях.

Есть различия и в том, когда заключение договора считается признанным:

  1. Согласно российскому законодательству это происходит при получении акцепта от контрагента.
  2. В рамках англо-американской правовой системы это происходит после того, как акцептантам отправлено подтверждение о согласии.

Важно помнить, что молчание не является признаком принятия оферты. Если конечно, в договоре не указано иное.

Оферта или договор присоединения. Прочитай до подписания!

Предназначение договоров присоединения

Несмотря на то, что равенство сторон является неотъемлемым принципом гражданского права, на практике встречаются ситуации, когда одна сторона в договоре обладает гораздо большим влиянием и возможностями, чем вторая. К примеру, «сильной» стороной является крупная компания – банк, поставщик, подрядчик, а «слабой» – физическое лицо, представитель бизнеса, т.е. тот, кто получает что-то от «сильной» стороны.
Для того чтобы отрегулировать ситуацию и, в частности, обеспечить защиту «слабой» стороны, законодатель внёс в Гражданский кодекс статью 428, посвящённую договору присоединения.

Использование договора присоединения однозначно облегчает работу той стороне, которая его разрабатывает. Так, например, отсутствие типовой формы договора банковского вклада вынудило бы финансовые организации подстраивать договоры под каждого отдельно взятого контрагента. С введением договора присоединения банкам достаточно предоставлять клиентам стандартную форму, которую остаётся только подписать.

Основные признаки договора присоединения:

  • Разработкой условий занимается одна сторона;
  • Условия закреплены в стандартных формах (например, в страховых полисах);
  • Другая сторона может только принять условия (или отказаться от заключения договора) – без возможности внесения в них изменений.

Защита «слабой» стороны

Ввиду неравенства возможностей сторон законодатель предусмотрел дополнительную защиту присоединившейся стороне.

Так, стоит отметить, что п. 2 ст. 428 ГК РФ предполагает возможность присоединившейся стороне потребовать расторжения или изменения договора, если он лишает сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида.

Помимо этого, законодатель предусматривает возможность оспорить договор, если другая сторона злоупотребляет своими правами или нарушает основы нравственности или правопорядка.

Помимо Гражданского кодекса, данные правоотношения регулируются законом «О защите прав потребителей» (если ситуация связана, например, с услугами обычным людям, не организациям), а также Кодексом об административных правонарушениях.

Так, потребитель может оспорить договор со ссылкой на статью 16 закона «О защите прав потребителей», а также подать жалобу в Роспотребнадзор, что может повлечь административную ответственность его контрагента.

Гражданский кодекс (п.3 ст. 428) предусматривает возможность распространения данных правил и на обычные договоры, если сделка была заключена при неравных возможностях, то есть, в случаях, когда одна сторона обладает большим влиянием, но речь не шла о стандартном договоре присоединения.

В чём фишка

Договоры присоединения являются незаменимым инструментом для крупных компаний и тех бизнесов, которым необходимы типовые формы, одинаковые для всех контрагентов. Присоединившиеся стороны обладают правом потребовать изменения или расторжения такого рода договоров, если они явным образом нарушают их права.

Главное, что всегда есть возможность просто не вступать в сделки, которые явно нарушают ваши права и интересы. А для этого необходимо внимательно читать текст, под которым ставится подпись, или привлекать юриста для изучения такого договора и прояснения последствий его подписания.

Виды оферт

Публичная оферта
Международное право выделяет несколько видов оферты.

Публичная

Ее действие распространяется на широкий или даже неограниченный круг лиц. Примером публичной оферты может быть объявление предложения об услугах спутникового ТВ или интернета, о потребительском кредитовании и т.п. Любой человек, имеющий доступ к данному предложению, может с ним подробно ознакомиться и акцептовать. Например, таким образом осуществляется переход на другой тариф интернета или сотового оператора. Для того, чтобы сделать акцепт предложения, необходимо совершение какого-либо действия: подать онлайн-заявку на смену тарифа, на кредит и т.п. После этого акцептант вправе требовать от отправителя договора выполнения обозначенных в нем обязательств.

Свободная

Это предложение, сделанное одновременно небольшому количеству человек. Более того, оферта свободная не предполагает установления временных ограничений на акцепт и не налагает на оферента никаких обязательств. Стоит отметить, что этот вид несет предпосылку для начала переговоров/

Твердая

В данном договоре точно расписаны все условия продажи, дальнейшие пути и реальная окончательная стоимость. Такое предложение адресовано только конкретному человеку, для которого оно и составлялось. Но бывают и исключения, когда заказчик вдруг неожиданно отказался от покупки, продавец может найти другого покупателя со схожими требованиями и предложить ему то же содержание оферты.

Безотзывная

Главным условием здесь является невозможность отменить уже направленное предложение. Единственным исключением может быть случай, когда сообщение об отмене направляется одновременно с самим договором. Пример безотзывной оферты — это взаимоотношения акционерного общества, занимающегося выпуском ценных бумаг для своих акционеров.

Отличие оферты от коммерческого предложения

Понятие и условия оферты
Очень часто начинающие предприниматели путают оферту с коммерческим предложением. Однако это далеко не во всех случаях – одно и то же. На самом деле существуют определенные признаки оферты, которые не могут распространяться на коммерческие предложения.

  • Если в документе простыми словами и без четких требований и уточнений представлена информация по товару, то перед вами явно не договор оферты.
  • Обратите внимание, что в документе должна содержаться четкая и неизменяемая на протяжении срока действия цена. В противном случае это коммерческое предложение.
  • Очень важный признак оферты в том, что она означает в первую очередь твердое выполнение всех заключенных в ней условий. В коммерческом предложении же возможно упущение некоторых моментов или постоянная смена требований.

Слово в слово

Обратите внимание, публичная оферта обязывает фирму-оферента заключить договор с любым, кто откликнется на предложение, и именно на тех условиях, которые были озвучены изначально. Например, если в публичной оферте компании-экспедитора было заявлено, что она будет уведомлять клиента о прибытии ее груза по почте, телефонной связью, либо SMS, то ей не стоит использовать никакие другие способы или документы, косвенно свидетельствующие о прибытии товара. В противном случае только что налаженные бизнес-отношения рискуют окончиться в арбитражном суде. В качестве примера приведу следующую ситуацию.

На заметку

Существенные условия предлагаемых правоотношений должны присутствовать в публичной оферте не всегда. Например, выставление товаров на прилавках или витринах, а также демонстрация их образцов или предоставление сведений о продукции является публичной офертой независимо от того, указаны ли в торговом месте цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Один из клиентов-грузополучателей забрал груз со склада компании-экспедитора через месяц после того, как получил счет на его оплату. А когда стороны подписывали акт об оказанных услугах, экспедитор в этом же документе указал, что грузополучателю была начислена плата за вынужденное хранение посылки на складе. По словам перевозчика, в данном случае клиенту в качестве уведомления о поступлении товара надо было воспринимать счет на оплату. Однако грузополучатель счел такое утверждение неправомерным, и обратился в арбитраж, полагая, что деньги за вынужденное хранение продукции были ему начислены неправомерно.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения коллегами из апелляции, заявленные требования удовлетворены полностью (решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2011 г., постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 г. и ФАС Московского округа от 21.05.2012 г. по делу № А40-106896/11-61-753). Судьи пришли к выводу, что ответчик не доказал факт просрочки, допущенной истцом в получении груза, поскольку установленную в договоре публичной оферты собственную обязанность уведомить фирму о прибытии груза он не исполнил. В свое оправдание ответчик-экспедитор указал на право клиента отслеживать информацию о движении и прибытии груза самостоятельно через сайт. Однако этот довод не убедил арбитров. Судьи объяснили, что данная возможность не была закреплена в качестве договорной обязанности. И поэтому не может служить «точкой отсчета» для возникновения обязанности по вывозу продукции.

Как оформляется договор оферты

Карта оферты составляется очень просто: один предлагает, другой рассматривает и соглашается и, если нужно, вносит свои условия и предложения. Однозначно, соглашение двух сторон происходит только после совместной корректировки требований до того момента, когда они будут удовлетворять интересы обоих.

Поскольку стороны зачастую не имеют физической возможности одновременно поставить свои подписи, законодательством были приняты меры по упрощению составления договора. Так, покупатель может дистанционно или через почту переправить ответ на предложение, после чего заключается сделка.

Оформление происходит подобно любому стандартному договору. Обязательно должны быть прописаны все конкретные данные как о товарах (услугах), так о способах отправки (предоставления), покупателе и продавце. Также главное значение в документе имеет цена – она должна быть определена заранее и не меняться несогласованно. Если продавец захочет изменить цену – скорее всего, придется заново заключать договор.

Дата заключения договора по условиям оферты – это дата принятия положительного решения и уведомления о нем продавца заказчиком. Важно знать, что в документе также должны быть прописаны сроки, которые даются покупателю на принятие решения по соглашению.

Некоторые случаи предусматривают способ заключения сделки не по подписании документа, а по внесению конкретной суммы на указанный счет. Такой ход автоматически является положительным решением человека на предложение. Учтите, что все эти действия обязательно должны быть прописаны в условиях оферты.

Оферта что это такое простыми словами

Фактически, это обычный договор, который вы принимаете, когда совершаете повседневные действия. Вроде покупок в магазинах или оплаты проезда в общественном транспорте. В Глобальной сети оферта предполагает, что вы соглашаетесь с какими-то базовыми правилами посещения ресурса и использования доступных на нём инструментов. Таким образом владельцы собственных площадок пытаются снимать с себя ответственность на случай ведения пользователями незаконной деятельности.

Таким же образом продавцы уведомляют своих клиентов о ценах и характеристиках реализуемых товаров и услуг.

Поэтому, если говорить о том, что такое договор оферты — это базовое соглашение между Оферентом

и
Акцептантом
.

Ответ на оферту

Ответ на оферту
Деловой этикет требует, чтобы офертант обязательно дал ответ на полученное предложение, даже если он отрицательный. Каким образом оформляется ответ?

  1. В случае согласия потенциального покупателями со всеми пунктами договора, от него требуется – ответить согласием. Выражением согласия являются определенные в договоре действия – акцепт. После акцептования договор считается заключенным.
  2. В случае разногласий по тем или иным пунктам договора, офертант в своем ответе должен перечислить те пункты, с которыми он не согласен, а также свои варианты их замещения. Переговоры касательно спорных пунктов оферты будут длиться до тех пор, пока стороны не придут к соглашению.
  3. Если покупатель категорически не согласен с условиями оферты, он также должен выслать свой ответ с отказом. В таком случае сделка будет признана незаключенной.

Публичная оферта ГК РФ

Если разбираться, что такое счет оферта с точки зрения закона, то регламентируется она статьями 435-449 ГК РФ. Исходя из их содержания, можно выделить следующие основные правила оферты, касающиеся определения “существенные условия”:

  1. Условие о предмете договора. Это основная часть соглашения — здесь должен быть описан предмет договора. Им может быть любой товар или услуга.
  2. Условия, которые названы в законе или как существенные, или как необходимые для данного вида договоров. Их можно узнать из содержания норм, регулирующих конкретный договор. Часто о существенности какого-то условия говорит формулировка о том, что без него договор считается незаключенным или недействительным.
  3. Все условия, по поводу которых, по заявлению хотя бы одной из сторон, тоже надо договориться.

Важно знать

Чем большим спросом пользуется предлагаемый продукт/услуга, тем короче срок действия оферты.

Договор оферты
Офертанту необходимо дать ответ на документ, даже если он не намерен его акцептовать и планирует отказаться. Если условия документа не предполагают возможности моментального заключения договора, то получатель должен передать обратно свой образец документа – так называемую контроферту. В контроферте могут быть изложены встречные предложения и варианты сотрудничества.

Оферта позволяет существенно упростить и уменьшить количество формальностей при совершении сделок. Это особенно актуально для тех случаев, когда потенциальные контрагенты находятся на больших расстояниях друг от друга.

Если данное соглашение составляется в рамках международных торговых или деловых взаимоотношений, то обязательно нужно учесть все моменты, касающиеся налогообложения и таможенных сборов, а также возможностей транспортировки товаров в другую страну.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: