Механизм формирования и распределения прибыли

Эффективность управления в организации обычно оценивается с точки зрения максимизации прибыли. Для продвижения к этой цели часто используются методы планирования прибыли на предприятии.

Планирование прибыли и рентабельности предприятия – это систематический и формализованный подход к определению влияния планов менеджмента на прибыльность компании. Основными ресурсами предприятия являются люди, капитал и материалы. В свою очередь они связаны с издержками. При этом предприятие генерирует продукты, услуги и, как правило, некоторые социальные эффекты.

Для осуществления планирования, прогнозирования прибыли предприятия финансовый менеджер делает прогнозы расходов и доходов предприятия. После прогнозирования доходов и расходов руководство управляет комбинациями ресурсов, продуктов и услуг, чтобы достичь конечной цели предприятия.

Далее в статье более подробно рассмотрим прибыль предприятия, сущность, виды и методы планирования.

Основы планирования прибыли

Чтобы заложить прочную основу планирования прибыли на предприятии, необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов:

  • Планирование прибыли – это процесс принятия управленческих решений. По сути, принятие управленческих решений включает в себя задачу управления переменными, которые могут влиять на доходы, затраты и инвестиции.
  • Ключом к успеху планирования прибыли является компетенция руководства по планированию деятельности предприятия. Руководство должно обладать абсолютной уверенностью в своей способности устанавливать реалистичные цели и разрабатывать эффективные средства для достижения этих целей предприятием.
  • Комплексная программа планирования прибыли предусматривает участие всех уровней управления. Чтобы грамотно заниматься планированием прибыли, менеджмент, а особенно топ-менеджмент, должен иметь правильное понимание характера и характеристик планирования прибыли, быть уверенным, что эта конкретная методика управления более предпочтительна для данной ситуации.

Выплаты акциями

Вместо денег распределение осуществляется ценными бумагами. Такой вариант актуален тогда, когда у компании существуют сложности с денежной наличностью, а само финансовое состояние довольно неустойчиво. Во избежание недовольства участников руководство может предложить дивиденды в виде дополнительных ценных бумаг. Такой вариант актуален и для успешно развивающихся компаний, в которых отсутствуют проблемы с деньгами. Но стратегия компании предполагает использование прибыли на дальнейшее расширение деятельности. Поэтому непосредственно деньги идут на развитие, а дивиденды выплачиваются акциями.

Задачи планирования прибыли на предприятии

Планирование прибыли на предприятии в качестве инструмента принятия решений предполагает создание конкретных товаров, разработку долгосрочных планов и годовых профильных планов на короткие сроки, которые будут подготовлены после разработки плана продаж, плана производства, бюджета административных расходов, бюджета косвенных расходов и т.д.

Задачи планирования прибыли, таким образом, аналогичны задачам комплексного бюджетирования. В нем основное внимание уделяется рациональному подходу к комплексному планированию, в котором, в свою очередь, во главу угла ставится управление целями. Важно отметить, что планирование прибыли, связано не только с функцией учета, но и с другими функциями бизнеса, которые можно рассматривать и использовать независимо от общего процесса управления.

Основополагающие принципы

Непосредственное распределение прибыли осуществляется в соответствии с реализацией указанных выше задач. Весь процесс основывается при этом на следующих принципах:

  1. Взаимосвязь финансовой и управленческой политик. Цели и задачи последней должны в полной мере соответствовать назначению первой. Это обуславливается тем, что распределение прибыли в отчетном периоде является вместе с этим процессом обеспечения условий формирования дохода на предстоящий срок.
  2. Приоритетность менталитета и интересов собственников компании. Доход, который формирует предприятие и остающийся в его распоряжении, принадлежит собственникам. В этой связи приоритетность направлений его перемещений определяется именно ими. Собственники могут стремиться к получению большого текущего дохода либо высокому темпу прироста инвестируемых средств, устанавливая основную пропорцию между капитализируемой и потребляемой частями. Соотношение может корректироваться во времени в ходе изменения внутренних и внешних условий работы компании.
  3. Стабильность финансовой политики. Основные принципы, согласно которым осуществляется распределение прибыли, должны быть долговременными. Соблюдение этого требования имеет особое значение в деятельности крупных фирм с большим числом акционеров. Это позволит таким участникам принимать мотивированные инвестиционные решения.
  4. Оценка эффективности сформированной политики распределения. Анализ осуществляется с применением определенных коэффициентов: участия сотрудников в доходе, дивидендных выплат, капитализации выручки и так далее.
  5. Предсказуемость распределительной политики. В случае появления необходимости изменить основные пропорции при корректировке стратегии развития компании либо по иным причинам об этом должны быть уведомлены все инвесторы. Информированность участников выступает в качестве одного из важнейших условий, обеспечивающих «прозрачность» рынка. Она, в свою очередь, формирует реальную цену обращающихся акций.

Нормативный метод планирования прибыли предприятия

Позитивная экономическая теория и практика являются объективными, то есть основанными на фактах. Позитивный метод фокусируется на анализе экономической статистики и данных, а также на выводах, основанных на этих показателях (например, позволит ли корпоративный рост увеличить дивиденды акционеров).

Нормативный метод субъективен и направлен на то, чтобы определить, каким будет экономическое будущее компании или инвестора. То есть нормативная практика представляет собой форму оценки стоимости, которая может вводить субъективные мнения в учет (например, что будет, если компания повысит процентные ставки для поддержания корпоративного роста). Нормативное планирование касается будущих событий, а не прошлых данных.

Позитивный метод лучше всего использовать для объяснения прошлых финансовых событий, а также текущего финансового состояния. Этот метод обычно применяют для создания финансовых документов, балансовых отчетов или отчетов о движении денежных средств.

Нормативный метод лучше всего использовать при выработке будущей экономической политики. Поэтому планы компании или рыночные стратегии, включенные в бизнес-планы, можно рассматривать как нормативные.

Источники и виды дивидендов

Поступления могут осуществляться с:

  1. Чистой прибыли отчетного периода.
  2. Нераспределенного дохода предыдущих лет.
  3. Из специальных фондов.

Последний источник используется в случае, когда прибыли недостаточно или компания убыточна. В этой связи теоретически фирма может выплатить текущие дивиденды, общая сумма которых по размеру превышает доход отчетного периода. Но основным вариантом считается распределение чистой прибыли настоящего года. Ее величина колеблется в любой компании. Не исключается и такая ситуация, при которой фирма может действовать в убыток. Решение вопроса о размере дивидендов всегда непростое. В этой связи мировая практика разработала разные варианты реализации данной задачи.

Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия

Рентабельность является основной целью всех коммерческих предприятий. Без рентабельности (а значит, без получения прибыли) бизнес не выживет в долгосрочной перспективе, поэтому очень важно измерять текущую и прошлую рентабельность, а также планировать будущую прибыль.

Рентабельность зависит от доходов и расходов. При этом необходимо отличать доходы от поступления денег в процессе деятельности бизнеса. Например, если выращиваются и продаются сельскохозяйственные культуры и скот, то создается доход. Поступление денег от заимствования – это просто денежная транзакция между бизнесом и кредитором. Погашение кредита, в свою очередь, не является расходом – это денежный перевод между бизнесом и кредитором.

Рентабельность оценивается с помощью «Отчета о прибылях и убытках», который, в сущности, является списком доходов и расходов за определенный период времени. Отчет о прибылях и убытках традиционно используется для оценки прибыльности бизнеса за прошедший отчетный период. Однако можно составлять плановый «Отчет о прибылях и убытках», который будет измерять прогнозируемую доходность бизнеса на предстоящий период. Кроме того, может использоваться бюджет, например, в целях планирования рентабельности конкретного проекта или направления бизнеса.

Для оценки финансового состояния бизнеса можно использовать различные коэффициенты рентабельности. Эти коэффициенты, рассчитанные из данных отчета о прибылях и убытках, можно сравнивать с отраслевыми показателями. Кроме того, в течение нескольких лет можно отслеживать тенденции отчета о прибылях и убытках для выявления возникающих проблем.

Роль процесса

Формирование и распределение прибыли реализует основную цель управления. Она состоит в увеличении дохода собственников предприятия. Эти процессы устанавливают пропорции между текущими начислениями процентов, дивидендов и ростом этих поступлений в будущем периоде. Собственники при этом сами создают эти направления удовлетворения их нужд во времени. Формирование и распределение прибыли выступает в качестве основного инструмента воздействия на повышение рыночной стоимости компании. Прямым образом это влияние выражается в обеспечении прироста активов в ходе капитализации части выручки. Косвенно воздействие обеспечивается основными пропорциями распределения.

Этапы планирования прибыли предприятия

1. Установление целей

На первом этапе целевая прибыль должна устанавливаться в соответствии со стратегическими планами предприятия. Более того, целевая прибыль предприятия должна быть реалистичной, основанной на возможностях и ресурсах.

2. Определение ожидаемого объема продаж

Важнейший этап процесса планирования выручки и прибыли предприятия. Предприятию необходимо спрогнозировать объем продаж, чтобы достичь своих целей по прибыли. Ожидается, что объем продаж должен учитывать тенденции рынка, отрасли и результаты проведенного конкурентного анализа. Здесь видно, как связаны планирование доходов и прибыли предприятия.

3. Оценка расходов

На данном этапе предприятие оценивает свои расходы на запланированный объем продаж. Расходы могут быть определены из данных прошлых периодов. Если предприятие новое, то можно использовать данные по аналогичной организации в той же отрасли.

4. Определение прибыли

Прибыль рассчитывается как:

  • Плановая валовая прибыль = Плановая выручка от продаж – Себестоимость продаж
  • Плановая операционная прибыль = Плановая валовая прибыль – Операционные затраты
  • Плановая чистая прибыль = Плановая операционная прибыль – Проценты по кредитам – налоги
  • Нераспределенная прибыль = Плановая чистая прибыль — Дивиденды
План на 2 полугодие 2018
ВЫРУЧКА ВСЕГО13 275 000
Выручка по основной деятельности12 900 000
Дополнительная выручка (транспорт)375 000
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ9 923 077
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ3 351 923
ОПЕРАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ1 643 100
Зарплата на управление540 000
Прочая зарплата126 000
Затраты на персонал и обучение292 700
Маркетинг, PR, поддержка сайта и затраты отдела продаж24 000
Аренда81 600
Офисные и хозрасходы209 800
Транспортные расходы181 800
Связь115 200
Амортизация оборудования
Здания и сооружения
Оборудование
Транспортные средства
Оргтехника
Прочие ОС
Прочие расходы72 000
ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ1 708 823
ПРОЦЕНТЫ ПО КРЕДИТАМ
ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ1 708 823
НАЛОГИ596 330
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ1 112 493
ДИВИДЕНДЫ160 000
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ952 493

Табл. 1. Планирование прибыли предприятия на примере

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Управленческий учет / МСФО»

Смотреть

Распределение прибыли

Прибыль предприятия до налогообложения обычно распределяется на три части: налог на прибыль, нераспределенная прибыль и выплаты собственникам (дивиденды). Выплаты собственникам зависят от формы собственности предприятия.

Единственный владелец получает всю прибыль от бизнеса и несет все убытки, которые могут превысить инвестиции собственника в бизнес. В обществах с ограниченной ответственностью прибыль и убытки распределяются между участниками так, как указано в учредительных документах, обычно – пропорционально их взносам. В акционерном обществе прибыль может быть распределена среди акционеров в форме дивидендов или реинвестирована в бизнес.

Планирование прибыли удобно осуществлять в автоматизированном режиме, например, на базе нашего продукта «WA:Финансист».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: