Маркетинг в музыке: как продвигать музыканта и его творчество

Если ваш знакомый на вопрос «‎Чем занимаешься?», отвечает, что он музыкант, вы наверняка записываете его в ряды безработных. Музыка, как наиболее самобытное творчество, труднее всего сливается с прикладными профессиями. Там, где художник находит себя в дизайне, писатель — в журналистике или рекламе, музыкант остается музыкантом. Адаптировать свой продукт под смежную деятельность для него практически невозможно. Остается найти того, кому этот продукт может понадобиться в первозданном виде. Тут на ум приходят местечковые выступления на корпоративах, где начинающий исполнитель примиряет свои амбиции Джона Леннона с сиюминутным заработком. Но, как выяснилось, только лишь на этом методы заработка музыкантов не заканчиваются. Чем еще может прокормить себя представитель данного вида творчества, нам рассказал Данил Жданов, профессиональный музыкант, маркетолог и совладелец студии звукозаписи «‎1961 Studio» в Санкт-Петербурге.

Профессиональные музыканты — это кто?

Прежде чем говорить о способах заработка для музыкантов, стоит определиться с самим понятием данного статуса. В базовом понимании музыкант — это человек, чей талант так или иначе связан с музыкой. И это необязательно композиторская деятельность. Музыкантом считается тот, кто обладает умением играть как минимум на одном инструменте. Кстати, этим инструментом может быть и голос. Профессионального же музыканта от обычного отличает тот факт, что он зарабатывает музыкой на жизнь. Тут все логично. Человек, сделавший свое творчество профессией, автоматически становится профессионалом хотя бы в силу законов морфологии. Но не только деньги идентифицируют музыканта как профессионала. Профессиональными музыкантами также считаются те, кто имеет соответствующее образование, а значит, и достаточный объем знаний и навыков в этой стезе. Особенно если речь идет о выпускниках консерваторий.

При этом важно отделять музыкальную деятельность от так называемого шоу-бизнеса. Потому что представители последнего хоть и привязывают свой заработок к музыке, но это происходит скорее опосредованно. Допустим, есть артисты, которые выступают с музыкальными номерами, но их популярность обусловлена не качеством песен, а, например, уникальностью собственного бренда. Они интересны прежде всего яркими визуальными представлениями или эпатажным образом. И хоть эти люди и зарабатывают на музыке, профессионалами в этой области их назвать нельзя.

Основные способы заработка музыкантов

Самым денежным источником дохода для музыкантов по-прежнему остаются частные вечеринки. И, конечно, в первую очередь это свадьбы и корпоративы. Причем здесь, как правило, пользуются спросом именно исполнительские умения музыкантов, потому что в основном им приходится играть каверы на популярные песни. Говоря о частных выступлениях, стоит также упомянуть участие музыкантов на различного рода общественных мероприятиях. Фестивали, вручения премий, городские концерты не редко включают местных исполнителей в свою развлекательную программу. При этом важно учесть, что заказчиками подобных мероприятий чаще являются государственные ведомства, а потому отбор участников в них происходит через систему госзакупок.

Вторым по популярности способом заработка современных музыкантов является сессионная деятельность. Это когда музыкант играет по найму в составе чужой группы или оркестра. То есть его фактическим работодателем может выступать не только организатор мероприятия или владелец бара, но и художественный руководитель какого-нибудь коллектива. И надо признать, что данная практика сейчас довольно распространена среди музыкантов. Помимо выступлений, сессионное сотрудничество предполагает и совместные студийные записи. Например, какая-то группа хочет выпустить альбом, но у нее нет своего барабанщика. В этом случае они привлекают его со стороны и расплачиваются с ним по факту работы (за один сеанс).

Одним из ключевых способов заработка для музыкантов остается сочинительская деятельность. Речь идет о выполнении заказов на написание песен для рекламы или прочих частных нужд. Здесь огромную роль играют различного рода аудиостоки, где музыкантам предоставляется возможность свободно выкладывать свои композиции, а заказчикам — приобретать понравившиеся. При этом покупатель трека, как правило, приобретает неэксклюзивное право на воспроизведение. То есть он может использовать песню в своих нуждах, но авторские права на нее за ним не сохраняются. Кроме того, заказчиками на аудиостоках выступают и сами музыканты. Здесь они ищут готовые составные элементы своих произведений: аранжировки, семплы, биты, шумы и пр. Это позволяет им значительно ускорить процесс написания собственных композиций. Данные услуги особенно популярны у диджеев, которые чаще остальных используют в своем творчестве компилятивный метод.

Последним популярным источником дохода для современных музыкантов я бы назвал резидентство в барах, ресторанах и других заведениях, где играет живая музыка. Данная деятельность отличается от работы на корпоративах, потому что больше привязана к месту, а не к событию. То есть музыкант здесь сотрудничает с заведением на долгосрочной основе, фактически являясь частью рабочего персонала. В большинстве случае коллективы, работающие на таких условиях, также ограничиваются в своем репертуаре каверами на известные песни. Вообще что касается местечковых или региональных артистов, то большинство из них в своей профессиональной деятельности вынуждены играть чужую музыку. Свои песни исполняют, как правило, музыканты, уже успевшие приобрести определенный уровень популярности в регионе.

Как заработать на музыке

Вы пишете свою музыку, но не знаете, как получить прибыль от этого занятия? Тогда эта статья для Вас! В современном мире уже давно устарело суждение, что музыкой денег, а уж тем более больших, не заработаешь. Сегодня мы развеем все Ваши сомнения окончательно. Мы подобрали для Вас 10 топовых способов заработка на музыке. Поехали!

  1. Аудиостоки – это сайты, на которых любой желающий может продавать свою музыку: сэмплы, звуковые эффекты, цельные произведения. Их покупают с разными целями: использование в фильмах, рекламе, презентациях, аранжировках и других. Самый главный критерий размещения своей музыки на таких сайтах – качество и уникальность вашей музыки.
  2. Написание статей на музыкальные темы. На рынке труда сейчас очень востребована профессия копирайтера. Если вы профессиионал в музыкальной сфере, то можете быть полезными для покупателей данных услуг, так же как консультант и проводник для начинающих в этом деле.
  3. Продажа музыки с помощью лейблов или дистрибьюторов. Кстати, мы занимаемся цифровой дистрибуцией, дистрибуцией CD и винила. С удовольствием поддержим вас в продвижении музыки. Обращайтесь.
  4. Заработок с помощью фан-сообщества. У каждого музыканта, даже начинающего есть свои поклонники, которые могут с удовольствием поддержать его в любых начинаниях. Важно уметь налаживать теплые отношения со своими слушателями и просить их о поддержке.
  5. Продажа музыки через интернет. Очень большое разнообразие площадок для продажи музыки в этом ресурсе: iTunes, Amazon MP3 и другие. Но здесь вам понадобится помощь лейбла либо дистрибьютора.
  6. Сведение чужих композиций. Если вы хороший звукорежиссер, то вас наверняка ищут покупатели ваших услуг.
  7. Создание музыки для артистов. Если вы хороший автор музыки, то вам вполне можно писать музыку для артистов.
  8. Репетиторство. Если у вас много свободного времени, нет концертов, то почему бы не дать уроки по игре на фортепиано, гитаре и других инструментах.
  9. Заработок на YouTube. Наверняка на планете не осталось людей, которые будут отрицать, что YouTube — крупнейший в интернете видеохостинг. Здесь любой человек может выложить видео и получать деньги за его просмотры. Для этого необходимо создать свой канал через веб-интерфейс сайта и регулярно загружать на него свои композиции, а также полезную для пользователей информацию в виде обучающих или информационных уроков. Новичкам лучше стартовать на YouTube с каверами популярных песен. Это повышает вероятность того, что пользователи быстро заметят канал. Заработать деньги на своем канале можно только после подключения монетизации. Программа предусматривает авторские отчисления по тарифу примерно 1$ за 1000 просмотров.
  10. Способ заработка на биржах фриланса подходит практически всем музыкантам. Наиболее востребованы на подобных сервисах услуги по обработке аудио, написанию мелодий и саундтреков, аранжировке, мастерингу и сведению. Принцип работы на них прост: регистрируетесь на сайте, загружаете портфолио, ищете заказы и отвечаете на запросы заказчиков.
  11. Заработок на онлайн-уроках. Это направление сейчас набирает неимоверные обороты. Станьте педагогом-онлайн и обучайте людей через интернет.

Вот такой внушительный перечень у нас получился. Наша компания создана для упрощения Вашей жизни! Для того, чтобы Вы просто творили! Для того, чтобы ваша музыка распространялась по всему миру на разных носителях! Чтобы ее услышали миллионы! Если вы хотите просто творить и создавать музыку, то обращайтесь в RECERDSMAN MEDIA GROUP. Мы избавим вас от мыслей, как заработать на музыке, и сделаем это за Вас на очень выгодных условиях. Наша компания работает для Вас! Мы воплотим Ваши идеи в реальность!

Роль звукозаписывающих студий в музыкальном бизнесе

Помимо своего основного предназначения, звукозаписывающая студия выполняет важную маркетинговую функцию. Запись музыки лишь одна сторона ее деятельности. С другой стороны, это инструмент формирования творческих коллабораций. Здесь исполнителям предоставляется возможность объединяться для сессионных записей, тем самым создавая предпосылки для дальнейшего сотрудничества. Студии звукозаписи стимулируют развитие музыкального сообщества, внутри которого устанавливаются деловые контакты. Сюда начинают стекаться не только творческие коллективы, но и менеджеры, которые реализуют потребности музыкантов со стороны бизнеса. В этом случае студия превращается в дистрибьюторскую площадку, становясь, по сути, лейблом, благодаря которому артист может продвигаться, например, на стриминговых платформах. То есть если говорить о значении звукозаписывающих студий для музыкальной индустрии, то польза их выходит далеко за пределы технических ресурсов. К тому же на данный момент у них существует множество виртуальных альтернатив. Современный музыкальный софт позволяет записывать композиции прямо у себя дома, просто подключив инструмент к компьютеру. И большинство людей, не разбирающихся в звукозаписи, даже не заметят разницы в звучании. Поэтому музыкант, желающий распространять свой продукт в стоках, на стриминговых платформах, iTunes или Google Play, может вполне удачно обходиться собственными техническими средствами. Другое дело, что для этого необходимо иметь соответствующие знания.

Где искать работу музыкантам

Если говорить о корпоративах либо постоянном сотрудничестве с заведениями, то здесь поиск работы происходит путем повышения узнаваемости. Нужно мониторить паблики в социальных сетях, где ищут музыкантов. Бывает, например, что какой-то коллектив в преддверии выступления нуждается в гитаристе. Они находят его в интернете, знакомятся с ним, сыгрываются и в дальнейшем, возможно, решаются на продолжительное сотрудничество. Подобная социальная активность запускает механизм «‎сарафанного радио», позволяя репутации музыканта идти впереди него. И, конечно же, нельзя отказываться от прямых продаж — куда же без них? Иногда приходится самому звонить в рестораны, бары, клубы и предлагать свои услуги. Да, современный музыкант — это отчасти и менеджер. Тот, кто всерьез намерен зарабатывать на жизнь своим творчество, должен быть к этому готов. Можно, конечно, для этих целей нанять профессионального менеджера, но тогда придется отдавать ему часть гонорара, которая в некоторых случаях достигает 80%. Вдобавок существуют различные ивент-агенства, агрегирующие всевозможные мероприятия и ищущие для них музыкантов.

Через профильные сообщества осуществляется поиск и сессионных заработков. Участвуя в различных проектах, устанавливая знакомства с другими музыкантами и менеджерами, исполнитель развивает свой репутационный актив. В дальнейшем предложения о работе начинают поступать к нему по системе рекомендаций.

Что же касается общественных мероприятий, организуемых государством, то здесь наибольшим спросом пользуются либо представители классического направления в составе оркестров, либо исполнители народных композиций. В подобные коллективы чаще всего попадают дипломированные музыканты (как правило, выпускники консерваторий). Поиск работы в этом случае осуществляется стандартными способами: через рекрутинговые сайты.

Основы

Если говорить о музыкальном проекте как продукте, главная цель — продвигать музыканта для слушателей. В этой статье будем рассматривать продвижение музыки в интернете именно в аспекте продвижения собственной музыки, не затрагивая работу продюсеров, которые пишут музыку под заказ или продают через сервисы вроде Audiojungle — об этом мы рассказывали в другом нашем материале.

Стратегия и бренд

Любая музыка найдет своих слушателей — вопрос в том, сколько их будет. Здесь важен стиль. Он во многом определяется стандартными маркетинговыми вещами: целевой аудиторией, каналами продвижения, географией. Рэп и поп-музыка больше востребованы у молодежи, поэтому такой материал нужно продвигать на одних площадках, для джаза с его более возрастной аудиторией каналы будут другими. Другой пример: в США больше востребован EDM на грани попсы, в Европе присутствует сильные техно- и хаус-сцены. Плюс имеет значение язык, на котором поют в песне. Так определяется общая стратегия: где, каким образом и как продвигать свою музыку.

Группа или исполнитель — это бренд. Соответственно, у них есть такие же составляющие бренда, как и в любом бизнесе. Бренд музыканта точно так же нужно развивать, повышать узнаваемость и авторитетность. К примеру, визуальная айдентика должна соответствовать стилю и отзываться у аудитории, поэтому у металлистов обычно мрачные логотипы, а у поп-артистов — яркие и приятные. Сюда же входит и внешний вид: будет странно увидеть, как группа на сцене рубит хардкор, но при этом участники одеты в строгие костюмы.

В качестве торговой марки выступает имя исполнителя или название коллектива. Иногда на концерт группы фанаты идут даже после того, как полностью сменился состав — это и есть сила бренда. Всему этому можно научиться на общих курсах по брендингу: например, такой есть у Нетологии.

Цена вопроса

Если говорить о самом популярном источнике дохода современных музыкантов — корпоративах, — то здесь гонорар артиста напрямую зависит от географической локации. Естественно, в больших городах ценник выше. Я не рассматриваю известных исполнителей, которые у всех на слуху. Если говорить о рядовых музыкантах-фрилансерах, то в Санкт-Петербурге, например, средняя стоимость одного выступления на частном мероприятии составляет 65 тыс. рублей. В Москве данная сумма достигает 100 тыс. Но это общий размер заработка, который делится между всеми членами группы, включая менеджера.

Какие финансовые инструменты используют певцы и лейблы для привлечения средств

Самые очевидные способы дохода музыкантов и звукозаписывающих компаний — это собственно средства от продажи музыки, на пластинках или через стриминговые сервисы. Тем не менее все чаще к зарабатыванию денег в этой сфере подходят, используя методы, опробованные финансистами и создателями стартапов. Отсюда и проведения IPO и инвестиции в роялти, и выпуск облигаций под обеспечение музыкальным контентом и поиск инвесторов по модели хайтек-стартапов.

IPO в мире музыки

На этой неделе корейский музыкальный лейбл Big Hit Entertainment, самым популярным проектом которого является группа BTS (это и в целом самая популярная k-pop-группа) провел IPO на Корейской бирже. Акции Big Hit были выпущены по цене $135, в общей сложности в ходе IPO компания привлекла 963 млрд вон ($822 млн), тем самым ее капитализация составила 4,8 трлн вон ($4,1 млрд). Семеро участников BTS перед размещением получили в общей сложности 1,5% акций компании — каждый участник получил около 68 тыс. акций Big Hit, стоимость каждой доли составляет около $7,9 млн.

Выход на биржу, выпуск облигаций и другие финансовые инструменты, а не только непосредственно продажа музыки, билетов на концерты и т. д. становятся все более популярным источником дохода для музыкантов, лейблов и других компаний это сферы.

В июне IPO на NASDAQ провел третий по размеру рекорд-лейбл в мире — американская Warner Music Group, в студиях которой в разные годы записывались альбомы таких музыкантов и групп, как Queen, The Beatles, Led Zeppelin, Боб Дилан и Эд Ширан. В ходе IPO она привлекла $1,93 млрд, тем самым компания в целом оценивается в $12,75 млрд. В начале года французская медиагруппа Vivendi, которой принадлежит крупнейший в мире рекорд-лейбл Universal Music Group, заявила о намерении провести его IPO в ближайшие три года — хотя, конечно, эти планы могли измениться из-за пандемии.

Корейский бойз-бэнд BTS стали обладателями около 68 тыс. акций Big Hit своего звукозаписывающего лейбла Big Hit Entertainment, благодаря проведенному IPO

Фото: Scott Roth / Invision / AP

Активно становятся публичными компаниями и музыкальные стриминговые сервисы. В 2021 году прямое размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) провел шведский музыкальный сервис Spotify — самый известный стриминговый сервис такого рода в мире. Акции компании торговались в момент открытия торгов по $165,9, общая стоимость Spotify составила тогда $26,5 млрд. В декабре того же года IPO провел китайский аналог Spotify и крупнейший в мире музыкальный стриминговый сервис Tencent Music. В ходе размещения на NYSE он привлек $1,1 млрд, а общая капитализация его составила $21,3 млрд.

Торговля и инвестиции в роялти

Одним из самых очевидных источников дохода в музыке являются роялти — денежные отчисления, получаемые музыкантами и композиторами за исполнение, распространение и т.д. их произведений. Роялти также становятся предметом торговли и инвестиций. C 2011 года работает онлайн-платформа Royalty Exchange — она предназначена для покупки и продажи роялти разного типа, но в основном именно музыкальных. В 2021 году Royalty Exchange купила права на 25% каталога песен рэпера Эминема у его продюсерской компании FBT Productions, затем она передала их своей дочерней компании Royalty Flow. Royalty Flow хотела провести размещение своих акций на NASDAQ и прилечь в ходе этого размещения от $11 млн до $50 млн — хотя эта сделка в итоге сорвалась, она демонстрирует общую привлекательность проектов такого рода.

Некоторые инвестфонды специализируются конкретно на роялти.

По данным консалтинговой компании Cambridge Associates, в период с 2013 по 2021 год инвестфонды этой сферы собрали около $1 млрд на инвестиции в музыкальные роялти. Среди такого рода фондов — Round Hill Music Royalty Partners, которая приобрела права на доходы от воспроизведения многих песен The Beatles и The Rolling Stones. Фонд Hipgnosis Songs Fund покупает права на песни и каталоги песен — в общей сложности у фонда уже есть права на более чем 13 тыс. композиций, его выручка в прошлом году составила около $81 млн. С 2018 года акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже.

Как изменилась музыкальная индустрия за время пандемии

В Hipgnosis Songs Fund отмечают, что песни и роялти на них — хорошая долгосрочная инвестиция, доходы по которой в удачных случаях можно получать десятилетиями. Инвестиции в музыкальные роялти — один из видов так называемых альтернативных инвестиций, популярность которых в последние годы растет: сюда относят, например, инвестиции в коллекционные вина и виски, предметы искусства, автомобили и коллекционные монеты.

Рэпер Эминем продал 25% каталога песен своей продюсерской компании FBT Productions для дальнейшего их размещения на NASDAQ

Фото: John Shearer / Invision for MTV / AP

«В этих новых и в некоторой степени непредсказуемых рыночных условиях альтернативные инвестиции выходят на первый план, инвесторы рассматривают их как способ защиты от волатильности, а также возможность диверсификации дохода,— отмечает основатель европейской платформы для торговли музыкальными роялти ANote Music Марцио Скена.— В пространстве, созревшем для жизнеспособных заменителей традиционных инвестиционных методов, музыкальные роялти оказываются инновационной новой инвестиционной структурой с управляемым профилем рисков, к чему и стремится большинство розничных инвесторов».

Облигации под залог музыкантов

Есть и инвестфонды, деятельность которых сосредоточена в целом вокруг музыкальной сферы,— это, например, запущенный известной инвесткомпанией BlackRock фонд Alignment Artist Capital или Unison Fund. Музыканты для таких фондов — что-то вроде технологических стартапов с точки зрения инвесторов, вкладывающих деньги в хайтек, в них инвестируют в обмен на ту или иную долю дохода от их альбомов и выступлений в будущем. Alignment Artist Capital обычно вкладывает в музыкальные проекты от $5 млн до $20 млн и прогнозирует доход в размере 10–15% в сроки от трех до шести лет.

Обычно Alignment Artist Capital инвестирует в достаточно новых, но уже сколько-то состоявшихся певцов, которые уже выпустили ставшие известными альбомы — фонд планирует получить свой процент с их будущих доходов от выступлений и альбомов.

Некоторые музыканты сами активно занимаются своими финансами: как пишет The Guardian, британская рок-группа Radiohead за несколько десятилетий своего существования зарегистрировала несколько десятков компаний. Некоторые из них создавались под определенные направления деятельности, например, компания W.A.S.T.E Products занималась производством и продажей товаров с символикой группы. Однако, большинство этих компаний с такими названиями, как LLLP LLP, Random Rubbish или Dawn Chorus, открывались под конкретные события и связанные с ними доходы (или убытки), например, выпуск нового альбома или гастрольный тур, а затем ликвидировались.

Дмитрий Шестоперов о будущем пакетных предложений

«Это вполне осмысленно для них — делать отдельную компанию под каждый отдельный проект,— рассказывает Филиппа Конор, директор компании RNF Business Advisory, сотрудничавшей с группой в финансовых вопросах.— Наличие отдельных компаний в числе прочего защищает их, так что если что-то пойдет совсем плохо с одним из бизнесов, это не разрушит всю конструкцию. Если бы у них была запись, на которой они быстро теряли бы деньги, они не хотели бы, чтобы это затронуло все остальное».

Общество по защите прав европейских музыкантов и композиторов SESAC в прошлом году выпустило облигации на $560 млн под обеспечение контента, созданного сотрудничающими с ним музыкантами.

SESAC сотрудничает с более чем 35 тыс. музыкантов и занимается сбором роялти за исполнение их песен и передачей этих доходов им. Среди музыкантов, сотрудничающих с SESAC,— Боб Дилан, Адель и группа Guns N’Roses. Само общество еще в 2021 году было куплено инвестфондом Blackstone за $1,3 млрд.

Есть и еще более экзотические способы привлечения финансов в музыкальной сфере. В 2021 году стартап Vezt объявил о проведении ISO, что расшифровывается как Initial Song Offering, то есть первичный выпуск песни (по аналогии с ICO — первичным выпуском токенов): фанатам рэпера Drake предлагалось профинансировать выпуск его нового клипа «Jodeci Freestyle», купив собственную криптовалюту Vetz — VZT. Связать криптовалюты и создание музыки попытался целый ряд стартапов, в том числе Choon, Ujo Music, Fanmob и SingularDTV, однако ни один из этих проектов не оказался слишком удачным.

Яна Рождественская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: