Биография и история успеха «отца» автоиндустрии Генри Форда

Генри Форд (1863-1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.

Идя с лозунгом «автомобиль для всех», завод Форда выпускал самые дешевые автомобили в начале эпохи автомобилестроения.

Форд был первым, кто задействовал промышленный конвейер для поточного производства машин. продолжает существовать и сегодня.

В биографии Генри Форда есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Форда.

Биография Генри Форда

Генри форд появился на свет 30 июля 1863 г. в семье ирландских эмигрантов, живших на ферме неподалеку от Детройта.

Кроме Генри, в семье Уильяма Форда и Мари Литогот родилось еще 2 девочки – Джейн и Маргарет, и трое мальчиков: Джон, Вильям и Роберт.

Детство и юность

Родители будущего промышленника были весьма зажиточными фермерами. Однако им приходилось прикладывать массу усилий, чтобы возделывать землю.


Генри Форд в детстве

Генри не хотел становиться фермером поскольку считал, что при ведении хозяйства человек тратит гораздо больше сил, чем получает плодов от своего труда. В детстве он обучался только в церковной школе, по причине чего у него серьезно хромало правописание и не было многих традиционных знаний.

Интересен факт, что в будущем, когда Форд уже был богатым автопромышленником, он не мог грамотно составить договор. Тем не менее, он считал, что для человека главное не грамотность, а умение размышлять.

В 12-летнем возрасте в биографии Генри Форда случилась первая трагедия – он потерял мать. Тогда же, он первый раз в жизни увидел локомобиль, который передвигался посредством парового двигателя.

Машина привела подростка в неописуемый восторг, после чего он загорелся желанием связать свою жизнь с техникой. Однако отец критически отнесся к мечте сына поскольку хотел, чтобы тот стал фермером.

Когда Форду было 16 лет он решил сбежать из дома. Он уехал в Детройт, где стал учеником в механической мастерской. Через 4 года парень возвратился домой. Днем он помогал родителям по хозяйству, а ночью что-то изобретал.

Наблюдая за тем, сколько усилий тратит отец для выполнения работы, Генри решил облегчить его труд. Он самостоятельно сконструировал молотилку, работавшую на бензине.

Вскоре подобную технику захотели иметь и множество других фермеров. Это привело к тому, что Форд продал патент на изобретение Томасу Эдисону, а позже начал трудиться в компании известного изобретателя.

Как Форд пришел к успеху?

Огромной популярностью у населения страны Генри стал пользоваться после увеличения ежедневного жалованья до пяти долларов за рабочий день. Форд сразу обозначил, что его сотрудники не будут терпеть финансовые лишения, и добавил в график дополнительный выходной день.

Четко обозначались рамки трудовой недели, восемь часов в день, максимум шесть рабочих дней в неделе и оплачиваемый отпуск. Желающих трудиться в компании знаменитого инженера не было отбоя. 70% рынка удалось захватить «королю автомобилестроения». Он выкупает акции и становится единоличным владельцем. Он решает работать вместе со своим сыном и доверяет ему кресло президента компании.

Бизнес

Генри Форд работал на Эдисона с 1891 по 1899 годы. В данный период биографии он продолжал увлекаться конструированием техники. Он задался целью создать автомобиль, который был бы по карману обычному американцу.

В 1893 г. Генри собрал свою первую машину. Поскольку Эдисон критически относился к автомобилестроению, Форд решил покинуть его фирму. Позднее он начал сотрудничать с «Детройтской автомобильной компанией», но и здесь надолго не задержался.

Молодой инженер стремился популяризировать собственное авто, вследствие чего начал ездить по улицам и появляться в общественных местах. Однако многие только насмехались над ним, называя его «одержимым» с улицы Бегли.

Тем не менее, Генри Форд не опускал рук и продолжал искать пути, для реализации своих идей. В 1902 г. он принял участие в гонках, сумев доехать до финиша быстрее действующего чемпиона Америки. Интересен факт, что изобретатель не столько хотел победить в соревнованиях, сколько разрекламировать свое авто, чего собственно и добился.


Генри Форд в молодости

Уже в следующем году Форд открыл свою , где начал производить машины марки «Ford A». Он по-прежнему хотел сконструировать надежную и в то же время дешевую машину.

В результате, Генри первым задействовал для производства машин конвейер – совершив революцию в автостроении. Это привело к тому, что его компания заняла лидирующие позиции в сфере автомобилестроения. Благодаря использованию конвейера сборка машин начала происходить в несколько раз быстрее.

Настоящий успех к Форду пришел в 1908 г. – с началом выпуска авто марки «Форда-Т». Данная модель отличалось простой, надежностью и относительно дешевой ценой, к чему так стремился изобретатель. Интересно, что с каждым годом стоимость «Форда-Т» продолжала снижаться: если в 1909 г. цена авто составляла $850, то r 1913 г. упала до $550!

Со временем предприниматель построил , где конвейерное производство приняло еще более крупные масштабы. Это еще больше ускорило процесс сборки техники и повысило ее качество. Любопытно, что если раньше машина марки «Т» собиралась в течение около 12 часов, то теперь рабочим хватало менее 2-х!

Становясь все более богатым, Генри Форд купил рудники и угольные шахты, а также продолжил строить новые фабрики. В итоге он создал целую империю, которая не зависела от каких-либо организаций и внешней торговли.

К 1914 г. на заводах промышленника было выпущено 10 млн авто, что составляло 10% от всех машин мира. Стоит заметить, что Форд всегда заботился об условиях труда персонала, а также постоянно увеличивал заработную плату работникам.

Генри ввел наиболее высокую в стране минимальную зарплату – $5 в день, а также построил образцовый рабочий городок. Любопытно, что «повышенная зарплата» в $5 предназначалась только тем, кто тратил ее разумно. Если рабочий, например, пропивал деньги его тут же увольняли с предприятия.

Форд ввел один выходной в неделю и один оплачиваемый отпуск. И хотя сотрудникам приходилось усердно трудиться и придерживаться строгой дисциплины, прекрасные условия притягивали к себе тысячи людей, так что бизнесмен никогда не искал работников.

В начале 20-х годов Генри Форд продавал больше машин, чем все его конкуренты вместе взятые. Интересен факт, что из 10 реализуемых в Америке авто, 7 производились на его предприятиях. Именно поэтому в тот период биографии мужчину прозвали «автомобильным королем».

С 1917 г. США участвовали в Первой мировой войне в составе Антанты. В то время на фабриках Форда производились противогазы, военные каски, танки и подводные лодки.

При этом промышленник заявлял, что не собирается зарабатывать на кровопролитии, обещая вернуть в бюджет страны всю полученную прибыль. Такой поступок был восторженно принят американцами, что способствовало поднятию его авторитета.

После окончания войны продажи машин модели «Форда-Т» начали резко снижаться. Это было связано с тем, что люди захотели разнообразия, которое им предоставила . Дошло до того, что в 1927 г. Генри находился на грани банкротства.

Изобретатель понял, что ему следует создать новый автомобиль, который бы заинтересовал «разбалованного» покупателя. Вместе с сыном он представил марку «Форд-А», которая имела привлекательный дизайн и улучшенные технические характеристики. В результате, автопромышленник вновь стал лидером на авторынке.

Еще в 1925 г. Генри Форд открыл авиа. Наиболее успешной моделью среди лайнеров оказался «Форд Тримотор». Данный пассажирский самолет производился в период 1927-1933 г. и применялся вплоть до 1989 г.

Форд выступал за экономическое сотрудничество с Советским Союзом, по причине чего первый советский трактор марки «Фордзон-Путиловец» (1923) производился на основе трактора «Фордзон». В последующие годы рабочие «Ford Motor» способствовали строительству фабрик в Москве и Горьком.

В 1931 г. по вине экономического кризиса продукция «Ford Motor» имела все меньший спрос. В итоге, Форд был вынужден не только закрыть часть предприятий, но и снизить зарплату рабочему персоналу. Возмущенные сотрудники даже пытались взять штурмом , но полиция разогнала толпу, используя оружие.

Генри удалось в очередной раз найти выход из сложной ситуации благодаря новому детищу. Он презентовал спортивное авто «Ford V 8», которое могло разгоняться до 130 км/час. Машина приобрела большую популярность, что позволило мужчине вернуть прежние объемы продаж.

Проявление таланта в строительстве бизнеса

Реклама – двигатель торговли, данное выражение известно многим. Генри пришел к ней не сразу, но в 1902 году разработал уникальную пиар-компанию по раскрутке своего «Фордмобиля». Позже он скажет, «если у меня в кармане 4 доллара, то 3 из них я вложу в рекламу». Его автомобиль принял участие в гонках и стал победителем, лучше этого придумать было нельзя, путь к успеху был открыт.

Клиентам не было отбоя, инвесторы стали напрашиваться на сотрудничество, бизнес пошел в гору. Так и была организована в 1903-м году . Будучи владельцем, но не держателем основного пакета акций, Генри самостоятельно принимает решение идти на массового потребителя.

компания генри форда

Форд решает вопросы минимизации затрат по изготовлению автомобиля, перенимает опыт конвейерного производства, доводя его до автоматизма и начинает штамповать классическую модель для среднего класса. Создание «Ford-T» стоимостью всего 850 долларов взрывает рынок.

Политические взгляды и антисемитизм

В биографии Генри Форда есть несколько темных пятен, вызывавшие осуждение у современников. Так, в 1918 г. он стал владельцем газеты «The Dearborn Independent», где через пару лет начали печататься антисемитские статьи.

Со временем объемная серия публикаций данной тематики была объединена в книгу – «Международное еврейство». Как покажет время, идеи и призывы Форда, содержащиеся в данном труде, будут использованы нацистами.

В 1921 г. книгу осудили сотни знаменитых американцев, включая трех американских президентов. В конце 20-х годов Генри признал свои ошибки и принес публичные извинения в прессе.

Когда в Германии к власти пришли нацисты, во главе с Адольфом Гитлером, Форд сотрудничал с ними, оказывая материальную помощь. Интересен факт, что в мюнхенской резиденции Гитлера даже висел потрет автопромышленника.

Не менее интересно и то, что когда фашисты оккупировали Францию, в городе Пуасси с 1940 г. успешно работал завод Генри Форда, производивший машины и авиационные моторы.

У истоков создания автомобиля

  • В 19 лет Форд устроился на работу в местное отделение фирмы Вестингауз, механиком по сборке и ремонту локомобилей (паровых двигателей на колёсах). Он не оставлял конструкторские работы и через два года изготовил свою первую паровую машину. В этот период в Америке многие пытались сконструировать лёгкий и надёжный автомобиль, но с двигателем, использующим энергию пара, это было невозможно.
  • В 1885 году Генри, как талантливому механику, поручили починку четырёхтактного бензинового двигателя немецкого инженера Отто. Изучив устройство мотора, Форд на его основе создал свою модель. Конструкция получилась несовершенной, но на новые опыты не хватало денег.
  • Молодой человек, вынужден был вернуться к отцу на ферму. Здесь он получил для разработки 16 гектаров леса. Однако Генри не отказался от идеи создания двигателя и самодвижущегося экипажа. В свободное время он читал техническую литературу и оборудовал за домом в сарае мастерскую, где продолжил конструкторские изыскания.
  • В 1891 году Форд, которого тяготила деревенская жизнь, смог получить место инженера в электрической компании Детройта, принадлежавшей американскому предпринимателю и изобретателю Т. А. Эдисону.
  • В 1893 году самодвижущийся экипаж изобретателя, впервые появился на улицах города, издавая ужасный грохот, и был первым автомобилем в Детройте. Внешне он напоминал крестьянскую телегу. После двух лет эксплуатации конструктор продал своё детище за 200 долларов и приступил к конструированию новой машины.

Генри Форд в 25 лет (1888 г.)

Генри Форд в 25 лет (1888 г.)

Личная жизнь

Когда Генри Форду было 24 года он взял в жены девушку по имени Клара Брайант, которая являлась дочерью рядового фермера. Позже у пары родился единственный сын Эдсел.

Вместе супруги прожили долгую и счастливую жизнь. Брайант поддерживала и верила в мужа даже тогда, когда над ним насмехались. Как-то раз изобретатель признался, что хотел бы прожить еще одну жизнь только в том случае, если рядом с ним была бы Клара.


Генри Форд с женой

Когда Эдсел Форд вырос он стал президентом «Ford Motor Company», занимая эту должность в период биографии 1919-1943 гг. – вплоть до своей смерти.

Согласно авторитетным источникам, Генри являлся масоном. Великая Ложа Нью-Йорка подтверждает, что мужчина был членом Палестинской ложи № 357. Позднее он получил 33-ю степень Шотландского обряда.

«Автомобильный король»

Благодаря Генри Форду автомобиль прочно вошел в жизни обычных людей. Все больше семей пересаживались на 4-х колесного коня.

Рабочие получали достойную оплату, прибыль увеличивалась и вскоре изобретатель полностью выкупает свою компанию у акционеров.

На заре 20-х годов Ford Motor реализует больше автомобилей, чем все производители вместе взятые. На каждые 10 проданных в США машин 7 приходится на производство Форда.

В это время изобретатель удостаивается звания «Автомобильного короля».

Форд успешно инвестирует средства в приобретение новых производств, угольных шахт, рудников и всего, что было связано с созданием авто.

Вместе с тем промышленник не делает упор на деньги: «Основная польза капитала не в том, чтобы делать из него много долларов, а в том, чтобы делать доллары для улучшения жизни».

К 1922-му году уже весьма почтенному бизнесмену (Форд на пороге 60-летия) не дают спокойно пожинать плоды прошлых лет ни конкуренты, ни покупатели. Спрос на модель «Т» стремительно падает.

Покупателю хочется разнообразия, которое они находят у фирмы-конкурента General Motors: она начала создавать разные модели и, «переплюнув» Форда в доступности продукта, отпускать машины в кредит.

К 1927-му продажи упали так низко, что не за горами было и банкротство. Но Форд не сдался. Ведь когда старые убеждения не приносят результат, это всего лишь толчок для новых идей.

Генри прикрывает производство, распускает рабочих, а сам с головой уходит в создание нового авто. В 1927 году на свет выходит новая модель «Форд-А», отличающаяся от существующих как по внешнему облику, так и по техническим возможностям.

Генри Форд снова выходит победителем.

До начала 30-х годов изобретатель продолжает руководить компанией, а после передает ее в руки своему сыну. В 1943-м он вынужден снова возглавить фирму, когда Эдсел погибает.

Генри Форд ушел из этого мира на 84-ом году жизни, был похоронен в родном Дирборне. На сегодняшний день его компания стоит на 4-ой позиции в мире по объему выпуска автомобилей за все время существования.

Смерть

После смерти сына в 1943 г. от рака желудка, престарелый Генри Форд вновь возглавил компанию. Однако по причине старости, ему было нелегко управлять столь большой империей.

В результате, промышленник передал бразды правления своему внуку Генри, который прекрасно справился со своими обязанностями. Генри Форд умер 7 апреля 1947 г. в возрасте 83 лет. Причиной его кончины стало кровоизлияние в мозг.

После себя изобретатель оставил автобиографию «Моя жизнь, мои достижения», где подробно изложил систему правильной организации труда на заводе. Представленные в этой книге идеи переняли многие фирмы и организации.

Работа «не по специальности»

Покинув дом, он устроился на завод, где изготавливали вагоны для конки. Там он занимался ремонтом механизмов. Он достаточно быстро находил неисправности и устранял их, что вызывало зависть у других рабочих. Те позаботились о том, чтобы выжать Форда с завода, и ему пришлось уволиться. Спустя некоторое время, он устраивается на завод братьев Флауэр, которые на тот момент строили судна. Это было отнюдь не последнее место работы. Генри также посчастливилось поработать в Детройтской электрической компании, но все это отнюдь не играет значительной роли в великой истории бизнеса Генри Форда.

Идеальное создание

В 1909 году Генри Форд объявил, что теперь будет выпускать только модель «Т» с одинаковыми шасси. И, как всегда, сделал это заявление остроумным: -«Каждый человек может купить «Ford-T» абсолютно любого цвета, но при условии, что любой цвет будет чёрным.»

Чтобы понять, какого масштаба мероприятие затеял глава компании, причём затеял с абсолютной верой в успех, нужно представить себе, что некий человек создал компанию, чтобы обеспечить каждого из нас дешёвыми и удобными самолётами. Такое в те времена было отношение к покупке автомобиля.

Автомобиль должен был быть довольно вместительным, чтобы с удобством могла устроиться вся семья. Генри Форда также волновал выбор материала, который должен быть наилучшим. Конструкция должна быть настолько простой, насколько это возможно в сегодяншней технике, — считал он. А первоклассные рабочие были у него всегда.

Форд говорил, что цена автомобиля будет настолько низкой, что любой работающий человек сможет его приобрести. Здесь, на этих самых словах, ему многие перестали верить. Фабрика консервных банок! — кричали ему оппоненты. А модель «Т» называли «жестянкой Лиззи». Казалось бы, какая разница, о чём собаки лают. Всё равно — караван-то идёт. Но, чтобы продавать много, низкие цены не помогут. Нужно убедить в качестве.

Начало

На самом деле жизнь Генри начиналась не так легко. Он родился на ферме в Мичигане, где с малых лет вынужден был помогать работать отцу в поле. Он это занятие искренне ненавидел. Его влекли только механизмы. И увиденный им в двенадцатилетнем возрасте паровой локомобиль потряс душу мальчика до самого дна. Так началась история Генри Форда.

Каждый день до позднего вечера Генри мучился с конструированием движущегося механизма. Он перестал быть похожим на обычного мальчика: карманы полны гаек, вместо игрушек — инструменты. Родители подарили первые в его жизни часы, которые он разобрал в тот же день и собрал как было. Лет с пятнадцати бегал по соседским фермам и чинил всем любые механизмы, а школу, таким образом, он не окончил. впоследствии высказывания Генри Форда по этому поводу мировоззренчески не изменились. Он говорил, что книги ничему практическому не учат, а для техника важнее всего механизм, из которого он, как писатель из книг, почерпнёт все идеи и сумеет их применить.

Честный продукт

Высказывания Генри Форда по этому поводу актуальны на все времена: «Только работа созидает ценности!» — не уставал твердить он. Так и было. Массовое производство на заводе не начиналось до тех пор, пока модель не достигала идеального, абсолютно универсального, на взгляд Форда, состояния. Далее налаживается производственный цикл, и автомобиль ставится на поток. Менеджеры смотрят за общей выработкой, Форд смотрит за ними, чтобы отделы работали друг с другом согласованно, и тогда прибыль сама собой свободно течёт предприятию.

Все наиболее важные вопросы глава предприятия решал сам. Теория Генри Форда была такова: ценность рыночной стратегии заключается в «ценах проникновения». Ежегодно увеличивается объём производства, постоянно уменьшаются издержки, регулярно снижаются цены на автомобиль, — именно так создаётся стабильный рост прибыли, поскольку растёт и спрос. Прибыль обязательно возвращается в производство. Пока принципы Генри Форда работали на коммерческий успех, он был предпринимателем-индивидуалистом — акционерам не платил вообще.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: