Как запустить свое радио. Советы профессионала


Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Многие люди смотрят трансляции футбольных матчей не по телевизору, а в режиме онлайн.

В интернете можно посмотреть практически любую телепрограмму или даже послушать радио и это неплохая бизнес-идея.

Как известно, у многих популярных радиостанций есть свои представительства в интернет-пространстве.

У них достаточно обширная целевая аудитория, что позволяет реализовывать различные интерактивные проекты.

На открытии собственной интернет-радиостанции можно организовать собственный бизнес.

Чтобы достичь успеха в подобном начинании, нужно быть активным и общительным человеком.

Что касается размера стартового капитала, он может быть небольшим.

В отличие от обычной радиостанции, интернет-радио позволяет бизнесмену существенно сэкономить на техническом оборудовании.

Трансляции программ происходят не с помощью волн радиоканалов, а посредством сети интернет.

К тому же, для размещения радиостанции не нужно арендовать отдельное помещение.

На начальном этапе бизнесмен сможет работать в любом месте, где есть интернет.

Он может разместить радиостанцию даже в собственной квартире.

Немного о сфере деятельности

Интернет-радиостанция – это вид средств массовой информации, который на текущий момент не подлежит обязательному лицензированию и сертификации. Осуществление трансляции проходит в сети Интернет. Сегодня существует огромное количество интернет-волн, которые основаны на музыкальном нон-стоп вещании и узко делятся по музыкальным стилевым направлениям, например «Радио Дождя», «Love Summer», «Релакс ФМ», «Metal on Air», «Radio Ethnomusic», «RapOnlineRadio» и мн.др. Также интернет-аналог есть практически у всех FM-радиокорпораций – LoveRadio, Русское Радио, Радио Максимум и т.д..

Как правило, если радиостанция только узкотематическая и музыкальная волна, то такой вид деятельности требует только вложений в техническое оснащение и не подразумевает почти никаких регулярных затрат. Исключением может стать незначительная сумма на оплату авторского контента (до 3,5-4 тыс.руб/мес). Заработок у интернет-радиостанций может присутствовать как в виде транслируемой рекламы или ротационных песен (когда исполнитель проплачивает звучание своей композиции), так и отсутствовать вообще.

Радиостанция в маленьком городе

Сразу три радиостанции собственного программирования заявили о себе на Уральском этапе фестиваля «Вместе — радио» в этом году. Все они – из Свердловской области, причём не из областного центра (Екатеринбурга), а из небольших городов. Две из них запустились в последние два года. Радиостанции собственного программирования на Урале в последнее время вообще растут как на дрожжах. Как живётся этим маленьким и гордым птицам? Оказалось, что у них разные методы развития, но общие проблемы.

Территория монополии

Если говорить о Свердловской области, то только в Екатеринбурге вещает больше тридцати радиостанций. Из них шесть имеют полностью собственное программирование. В городах поменьше ретрансляторы тоже ловятся, причём зачастую отличные от того, что можно услышать в Екатеринбурге. В Красноуфимске – питерское «Радио Ваня», а в Каменске-Уральском – московское NRJ.

Радиоиндустрия в небольших областных городах могла бы просто ограничиться тем, чтобы местами перекрывать вещание «Европы плюс» или «Русского радио» своими рекламными блоками. Но не тут-то было. Аудитория хочет слушать новости про себя, голоса местных «звёзд» и выигрывать билеты в местные кинотеатры. И её желания так много, что каждый год в том или ином областном городе запускается радиостанция собственного программирования. Руководители этих станций говорят: «У нас нет конкурентов, потому что здесь, кроме нас, местный контент на FM никто не делает, а новости на радиостанциях-ретрансляторах не в счёт».

Сразу встают три очевидных вопроса:

1. Чем заполнить 24 часа в сутках, если город и вправду невелик и в нём мало что происходит?

2. На что жить?

3. Где взять кадры, если ближайший факультет журналистики в Екатеринбурге?

Каждый решает эти проблемы, как может. Новичок радиорынка – радио «Лира ФМ» – появилось в эфире в декабре прошлого года в городе Богданович. «Лира ФМ» пока ежедневно крутит популярную музыку. Кроме песен в эфире пока только реклама и местные новости. Куда развиваться «Лире» и другим небольшим радиостанциям собственного программирования, подскажет пример других. Три радиостанции, которые завили о себе на «Вместе — радио» – это «Эко-радио» Нижнего Тагила, «Радио Компас» Каменска-Уральского и «Радио Мастер» Качканара.

Местное радио связало

Вначале по порядку о каждой станции. «Эко-Радио» 13 лет. Это первая в Нижнем Тагиле музыкально-информационная коммерческая радиостанция с собственным круглосуточным вещанием. И сегодня она остаётся единственной несетевой. Население Нижнего Тагила – около 400 тысяч человек. Радиостанция ориентируется на аудиторию от 15 до 35 лет и называет ядром возраст 27-28 лет. «Эко-радио» определилось со своим музыкальным форматом — CHR/Soft Dance. Зона вещания – Нижний Тагил и окрестности, зона охвата – приблизительно 40 км.

«Радио Компас» (Каменск-Уральский) в 2004-2009 годах было сетевым партёром «Европы плюс». 23 февраля 2009 года «Радио Компас» впервые стало вещать самостоятельно. Население Каменска-Уральского – около 180 тысяч человек. Что касается целевой аудитории, то «Радио Компас» специально заказывало исследование, которое показало, что ядро аудитории – это, в основном, мужчины 25-35 лет с хорошим уровнем дохода и высоким социальным положением. Музыкальный формат близок Hot AC. «Радио Компас» помимо поп-рока, инди-рока, классического рока и электроники, ставит «самое-самое» из регги и хип-хопа, а также выдающиеся хиты из танцевальной и поп музыки. Зона вещания радиостанции распространяется и на ближайшие к городу населённые пункты – Каменский район.

«Радио Мастер» два года. Как и предыдущие две радиостанции, она информационно-музыкальная с соотношением музыки к информации 80:20. Население Качканара – чуть больше сорока тысяч человек. Что касается аудитории, то её радиостанция чётко не очерчивает. Главный редактор «Радио Мастер» Людмила Лаптева недавно узнала, что их радиостанцию включают даже детям в детском саду. Слушают эфир и пенсионеры, участвующие в различных конкурсах. В стилевом направлении чётких рамок тоже нет: играют то, что нравится, в основном популярные хиты. В зону вещания радиостанции также попадают близлежащие населённые пункты.

В эфире каждой из радиостанций есть свои утренние шоу, большие музыкальные радиопрограммы-вечеринки, интерактив со слушателями и, конечно, местные новости.

«Эко-радио» делает 12 выпусков в день продолжительностью 2-3 минуты каждый. Такого же хронометража придерживается и «Радио Мастер», но в день выходит десять выпусков. На «Радио Компас» ежедневно семь выпусков новостей, но их продолжительность 3-6 минут. Эти новости заняли второе место на окружном этапе конкурса «Вместе — радио».

На радиостанции собственного программирования в небольшом городе с наполнением не возникает проблем. Просто критерий новости смещается в сторону привязанности к месту вещания: горожанам важно всё, что происходит рядом с ними. В эфире говорится только про своё, про своих, про личные радости и проблемы, которых сполна хватает. Расстояние между населёнными пунктами, попадающими в зону приёма небольшое. Поэтому будет значимо даже объявление о том, что пропала собака. В соседнем селе её потеряли, а в городе нашли. Потерявших и нашедших связывает местное радио.

Разыскивается реклама

Когда радиостанция собственного программирования только выходит на рынок, в первую очередь у неё возникают проблемы с финансированием. Каждый решает проблему, как может. «Радио Компас» входит в медиа-группу «Компас», куда также входят 3 газеты, один телеканал, ещё 2 радиостанции-ретранслятора и организация наружной рекламы. Общая рекламная служба обеспечивает взаимовыгодное, финансово обеспеченное существование всех участников медиа-группы. Но, в то же время, запуск любого нового проекта обязательно требует сопровождение рекламодателя, что, впрочем, соответствует законам рынка: придумал – продай!

Радиостанция «Эко-Фонд» также существует в связке с радиостанцией-ретранслятором. Но сталкивается с другой проблемой.

– В первую очередь – это телевидение, которое демпингует – один выход рекламного ролика на телевидении почти вдвое дешевле, чем на нашем радио, – рассказывает главный редактор службы новостей Елена Боярская. – Причина, возможно, в том, что не работает антимонопольное законодательство: в одних руках сосредоточено очень много контента. Это позволяет одному из рекламных агентств продавать рекламу на телевидении за копейки.

«Радио Мастер» работает холдинге с местной газетой «Качканарский четверг», которая тоже самостоятельна и ни от кого не зависима, каждый живёт на свои доходы от рекламы. Главный редактор «Радио Мастер» Людмила Лаптева рассказывает, что когда радиостанция только появилась, пришлось долго раскачивать рекламодателей, убеждать, что реклама на радио – это тоже эффективно. «Это же наше, деревенское радио», – уговаривала Людмила Лаптева рекламодателей, которые пугались новинки и придерживались точки зрения, что газета – она как-то привычнее. За два года доверие к радиостанции выросло. Теперь в эфире стремятся рекламироваться многие, начиная предприятиями заканчивая организаторами ярмарок. Но непреодолимым условием остаётся ограниченность рекламного рынка. А жить приходится ровно на то, что заработали.

Чтобы кадры не спивались

И всё же главной проблемой радиостанции собственного программирования все три игрока радиорынка называют отсутствие кадров. Да, «Эко-радио» со сложившейся многолетней системой работы имеет в штате 30 журналистов, которые работают сразу на две радиостанции. Но кадры (ди-джеи, журналисты), став профессионалами, уезжают работать в большие города, где на них очень большой спрос. Поэтому сегодня «Эко-радио» приходится практически постоянно обучать своих будущих сотрудников. Кузница кадров не может передохнуть из-за постоянной утечки местных «звёзд» на «большую землю» в Екатеринбург и Москву.

Выпускающий редактор радиостанции «Радио Компас» Ксения Парфёнова говорит об аналогичной ситуации:

– Мы постоянно пытаемся искать новых людей: никогда не отказываем, если человек пришёл попробовать себя на радио – записываем голос.

На радиостанции имеют в планах своё ток-шоу, новые радиопрограммы. Но их появление сковывают два важных фактора: ограниченное финансирование и нехватка кадров.

На «Радио Мастер» в Качканаре мечтают иметь в эфире «своего» Ивана Урганта. Только где его взять – никто ответить не может. Сейчас на радиостанции работают пять человек. Они не журналисты по профессии. Два года назад им вместе с главным редактором, которая сама десять лет проработала в печатном издании, пришлось с нуля осваивать мастерство радио. Чтобы расширить диапазон голосов и привлечь новых людей, радиостанция решилась на эксперимент. В эфире есть программа «Званый гость», в которой в роли ведущего выступает журналист-газетчик. Он интервьюирует своего гостя. Конечно, не всё всегда получается гладко. Но на ошибках учатся.

– Несомненно, главная проблема радиостанции собственного программирования в маленьком городе – это кадры, – говорит Людмила Лаптева. – Как бы собрать хорошие кадры, чтобы они сами не хотели уходить, ни спивались, не опаздывали на работу, хотели работать и не ленились.

Радиостанция в большом городе не в последнюю очередь беспокоится о своей раскрутке. У радиостанции в небольшом городе об этом голова не болит. Единственное местное радио всегда на коне, на верху популярности в социальных сетях, где у каждой радиостанции есть своя группа. Конечно, для беззаботной жизни всегда чего-то не хватает, но недостатки, даже текучку кадров, сполна искупает народная любовь. И жители других городов, проезжая Качканар, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, непременно настраиваются на местное, чтобы послушать, что новенького. Я так всегда делаю.

Екатерина Градобоева

Как можно на этом заработать при таком уровне конкуренции?

Ключевой момент в организации интернет-радио как средства заработка – его концепция и отличие от всего того, что представлено на рынке. В данной статье мы предлагаем рассматривать узкоконцептуальную волну, ориентированную на 1-2 из нижеперечисленных сегмента:

  • географическое место (городское, региональное, радио одного района);
  • возрастной предел (молодежное, для людей среднего возраста);
  • музыкального направления (не рекомендуется в чистом виде в виду высокой конкуренции именно в этой плоскости);
  • хобби и общие интересы (радио для кулинаров, дайверов, байкеров, молодых мам и т.д.)

Именно ориентация на узкую целевую аудиторию (рекомендуется совмещать первый (географический) и последний (хобби) сегменты для построения концепции и идеи) позволит гарантированно привлекать к бизнесу рекламодателей – людей, которые будут платить за рекламу их товаров и услуг для аудитории слушателей. Например, если волна будет для кулинаров одного города, в число потенциальных рекламодателей могут входить продовольственные супермаркеты, магазины, рынки, расположенные в городской черте, а также заведения общественного питания данного города. Косвенным второстепенным пластом потенциальных рекламодателей такой волны с учетом узкой ее специализации, становятся товары для женщин, дома, отдыха.

Как сделать эфир внутреннего радио торгового центра прибыльной рекламной площадкой

Сегодня большинство владельцев торговых центров и магазинов прекрасно понимают, что правильная акустическая среда – это гарантия позитивного настроения и лояльности покупателей. Трансляция музыки и рекламных объявлений на внутреннем радио в зоне ритейла необходима. Это такой же неотъемлемый элемент торговой площади, как кондиционер или правильно выстроенный свет.

Многие дальновидные владельцы торговых предприятий, используют внутреннее радио для получения дополнительной прибыли от продаж рекламы. Не зря в крупных торговых центрах создаются специальные отделы и даже рекламные агентства по продаже внутренней рекламы. В качестве рекламодателей выступают арендаторы, а также внешние заказчики — владельцы брэндов. И доход от продажи рекламы на внутреннем радио занимает не последнее место. Эфир радио-инсайд может приносить до полумиллиона рублей прибыли в месяц.

Сегодня в нашей стране, как и зарубежом, намечается тенденция перемещения рекламных и денежных потоков в места прямых продаж. Так, доля рекламного бюджета на BTL составляет в Европе до 50%, а в США до 60%. Многие крупные компании и рекламные агентства в нашей стране уже начали обращать на это внимание.

Торговые центры начала нового тысячелетия – это не только места, где можно купить товар. Это центры культурных коммуникаций населения, а в небольших городах, зачастую – главные места культурных коммуникаций. Это необходимо учитывать, составляя рекламные бюджеты компаний/брэндов/событий местного значения. У радио-инсайд есть преимущество перед привычным FM-радио и телевидением. Его невозможно выключить или переключить. Уж если человек находится в озвучиваемой зоне, и при этом акустическая система работает исправно, информация будет им услышана. Кстати, чтобы увидеть, надо посмотреть, а чтобы услышать, достаточно просто иметь уши.

Цели создания внутреннего радио

Внутреннее радио в торговых центрах, сетях магазинов создается чтобы: сформировать узнаваемость торговой марки; повысить лояльность клиентов; создать эффективную рекламно-информационную площадку; увеличить время пребывания покупателей в магазине или, если необходимо, наоборот – стимулировать проходимость; увеличить покупательскую активность; увеличить процент спонтанных покупок; отстроиться от аналогичных брэндов. Профессионально построенное радио-инсайд можно и нужно использовать в качестве эффективной рекламной площадки как для нужд брэнда, так и для внешних рекламодателей. Сборы от внешних рекламодателей способны не только полностью компенсировать затраты на содержание внутренней радиостанции, но и приносить стабильный доход владельцам брэнда .

Чтобы механизм заработал

Для работы радио-инсайд прежде всего необходима нормальная акустическая система. Обычно во всех торговых комплексах проводится система пожарного оповещения. Но в торговых комплексах на ней часто экономят. Ставят дешевые «пищалки» за 30 долларов, через которые можно транслировать музыку, но это крайне нежелательно. В этом случае даже самая прекрасная музыка будет раздражающим фактором. С тем же успехом можно повесить мобильный телефон и через него пускать музыку.

После установки акустической системы нужно позаботиться о контенте – подборке музыкальных произведений, которая будет характеризовать акустическую среду этого места. Если торговый комплекс, а тем более сеть, хочет быть известной, нужен свой голос бренда – своя одежда эфира, как и на каждой радиостанции. Нужна своя система узнаваемых джинглов и подбивок. Все радиостанции отличаются друг от друга прежде всего одеждой эфира. Но и формат может быть разным. Также и в магазине: если магазину нужно стимулировать какие-то ностальгические ощущения для более взрослого поколения, под них определенная музыкальная база. С молодежью дело обстоит несколько иначе. Следующий важный шаг при создании радио инсайд – это система управления вещанием. Вещание должно управляться и обновляться, в эфире не должны звучать одни и те же песни в одинаковом порядке. Потому что это вызовет, как минимум, недовольство персонала, не говоря уже о посетителях. Самый правильный подход – это ограждение персонала от управления вещанием. Лучше полностью отдать вещание на аутсорсинг.

Дело техники

Для организации внутреннего радио не требуется специального оборудования, достаточно подключенного к Интернету компьютера, на который устанавливается специальный программный комплекс вещания и управления эфиром. Первоначальная согласованная музыкальная база сразу «заливается» в компьютер. Ежедневное радиовещание контролируется вещательным комплексом, который «генерирует» плей-листы на каждый день звучания с учетом выходов радиорекламы. Если Интернет отключается (вдруг), вещательный комплекс самостоятельно управляет радиотрансляцией, поэтому прерывание вещания не происходит. Вещательный комплекс управляется нашим оператором эфира через Интернет в режиме он-лайн. Процесс вещания полностью самостоятелен, и в нем не задействованы сотрудники Заказчика.

Формирование музыкальной базы и решение правовых вопросов

В настоящее время в связи с актуальностью правовых аспектов использования музыки и усилением контроля за соблюдением авторских и смежных прав предлагается 2 варианта формирования музыкальной базы:

1. Музыкальная база включает в себя популярные музыкальные произведения без ограничений пожелания заказчика. В этом случае необходимо заключить лицензионное соглашение с авторскими организациями и ежемесячно выплачивать им авторское вознаграждение за использование музыкальных произведений. Центр Аудиобрендинга может выступить посредником по заключению такого соглашения. Размер вознаграждения зависит от площади озвучивания ТЦ (только зоны общего пользования, без учета арендаторов).

2. Заказчику предоставляется музыкальная база, по которой уже решены все вопросы, связанные с использованием произведений, что исключает любые претензии со стороны правообладателей либо авторских организаций. Данная музыкальная база не включает в себя популярные произведения, однако она сформирована с учетом проведенных маркетинговых исследований в зоне ритейла.

Создание фирменного аудиостиля и узнаваемого образа радиостанции

Первоначальный комплект фирменного аудиостиля для ТЦ:

фирменный аудиологотип

— (продолжительность звучания до 50 сек.) – оригинальная музыкальная композиция с пропеванием/проговариванием названия или слогана заказчика.

комплект
имиджевые аудиоролики
информационно-рекламного содержания для формирования лояльности обслуживающего персонала и посетителей торгового комплекса (как правило, включают в себя утреннее приветствие персоналу до открытия, приветствие покупателям и пожелания удачных покупок, информация о работе торгового комплекса и предлагаемых услугах, предупреждение об оставшемся до закрытии времени и т.д.)

И что там можно рекламировать?

Торговые залы, по сути, представляют рекламодателям срез их целевой аудитории (здесь уместны аналогии с контекстной рекламой в Интернете) – посетители, которые слышат аудиорекламу, пришли в торговый комплекс с определенной целью и, главное, с определенной суммой денег в кошельке. Поэтому наиболее логичным и целесообразным представляется размещение рекламы арендаторов торговых площадей конкретного торгового центра или магазина, а также товаров и услуг, представленных на его территории.

Свой продуктовый магазин есть практически в каждом торговом центре. Чего уж говорить о самостоятельных продуктовых супермаркетах, опутавших своими сетями обе столицы и большинство крупных городов. Являясь местами прямых продаж соответствующих товаров, они позволяют рекламодателям из сферы производства пива, алкоголя и табака размещать рекламу своей продукции на радио-инсайд в полном соответствии с буквой закона.

Достаточно высокую эффективность на внутреннем радио демонстрирует не только реклама арендаторов торговых площадей и производителей представленных товаров, но и имиджевая реклама, прямого отношения к данным торговых площадям не имеющим. Страховые компании, банки, операторы сотовой связи, производители бытовой техники, издатели и даже политические партии – все они могут смело и, главное, эффективно рекламировать себя посредством радио-инсайд.

Сколь очевидны преимущества?

Сравним эффективность внутреннего радио с рекламой на FM-радиостанциях и видеопанелями, размещаемыми в тех же торговых залах. Как ни странно, чаша весов склоняется в сторону радио-инсайд. Главный его козырь по сравнению с радиостанциями (да и с телевидением) заключается в том, что слушатель не имеет возможности ни выключить, ни переключить частоту. Если человек в торговом зале и он не глухой, сообщение будет услышано. Кроме того, как уже упоминалось, реклама на внутреннем радио адресована потребителям, имеющим финансовые средства, которые они мечтают потратить. Именно для этого они и пришли в магазин. В случае же с FM-радио стоимость размещения в эфире рекламы завышается за счет его неплатежеспособной аудитории и людей, которые, возможно, не слушают или не слышат работающий радиоприемник.

То же самое можно сказать и о видеопанелях, устанавливаемых в ритейле. Собственно, посетиители по большому счету и не смотрят на них. Видео на «плазмах» представляет собой, по сути, телевидение, только состоящее из одной лишь рекламы. Раздражает? Безусловно. Предполагается беззвучная трансляция контента на панелях – в противном случае происходит наслоение 2 двух несмежных аудиопотоков – радио-инсайд и звука видеороликов. И единственное желание посетителя – поскорее убежать «из этого дурдома». Если же на панелях звука нет – тоже нехорошо. Ведь чтобы увидеть, надо посмотреть

, а чтобы посмотреть, надо, чтобы что-то привлекло внимание. Обычно видеопанели расположены существенно выше глаз. И это еще один фактор «несмотрибельности».

Сравнивая эффективность радио-инсайд с FM-радиостанциями в плане размещения рекламы, встает вопрос о размерах аудитории слушателей. Интересные цифры появляются при сравнении размеров аудитории крупных торговых комплексов и популярных радиостанций. Сразу же необходимо отметить, что сам подсчет аудитории в торговом центре более прост и «прозрачен» — он зависит от величины его покупательского потока (проходимости). Если при подсчете аудитории радиостанций учитывается количество слушателей, чей приемник в то или иное время настроен на нужную частоту, то еще далеко не факт, что человек при этом слушает радио, а, к примеру, не находится в другой комнате, забыл его выключить перед уходом на работу и т.п. Например, ежедневная суммарная проходимость сети семейных торговых центров МЕГА составляет 500 000. человек. В выходные эта цифра больше в полтора раза. Радио-инсад и размещаемую на нем рекламу слышит каждый слышащий посетитель. Ежедневная аудитория популярной в России радиостанции у слушателей в возрасте старше 25 лет — едва превышает 700 тыс. человек. Вполне сопоставимые цифры, а стоимость контакта с представителем целевой аудитории на радио-инсайд меньше почти в 10 раз!

Таким образом, налицо взаимовыгодное сотрудничество: владельцы и арендаторы торговых площадей эффективно используют имеющиеся ресурсы, рекламодатели получают новый, относительно недорогой канал для продвижения собственной продукции и услуг, а покупатели – дополнительный источник полезной информации.

Агнесса Воскресенская PR

директор

www.radioinside.ru

Отличительные особенности и концепция бизнеса

Основное, что нужно знать при организации интернет-радиостанции – это азы массового привлечения внимания. По сути, надо просто разбираться в том вопросе, которому посвящена идея радио и иметь большой информационный потенциал – тем, чем будет интересно делиться со слушателями. Люди, которые будут непосредственно вести эфир, должны владеть дикторским и ораторским мастерством, а также обладать личной харизмой. В противном случае даже очень интересный контент слушать будет просто невозможно.

Сам бизнес состоит из двух ключевых этапов:

  1. Создание непрерывного узкоориентированного потока информации с музыкальным сопровождением для привлечения аудитории;
  2. Продажа эфирного времени в целях размещения рекламы.

Таким образом, чем более интересным будет формат и идея вещания, тем больше сможет заработать такая студия. Для организации интернет-радио с нуля вовсе не обязательно снимать дополнительное помещение и арендовать дорогостоящую технику. Все можно сделать в одной из комнат обычной квартиры (отдельное помещение позволит избежать посторонних шумов в эфире, что отличает низкосортный продукт).

Второе, на что стоит обратить внимание – это законодательство в сфере регулирования рекламы и СМИ. В частности необходимо согласовывать деятельность с законом РФ «О рекламе», который строго ограничивает процент времени вещания, отведенного под рекламу (не более 20%) и продукт для рекламирования (запрет на рекламу спиртного и табачных изделий).

Как открыть свою радиостанцию

открыть свою радиостанцию
Вариант первый, условное название которого: «Сделайте мне красиво» подразумевает наличие у людей всего, ну или почти всего, в числе которого и большое количество денег.
И в целях ликвидации этого неприятного «почти», они открывают собственную радиокомпанию. И в дальнейшем, разъезжая по окрестностям на своем роскошном автомобиле они с превеликим удовольствием будут слушать любимые песни на своем радио.

Вариант второй: открытие радиостанции политическими деятелями, либо представителями крупного бизнеса, либо же владельцами финансово-промышленных холдингов. Вполне очевидно, что всем этим людям необходимо сформировать о себе благоприятное мнение, а для этого как нельзя лучше подойдет радиостанция.

Сугубо в теории возможен такой вариант, как «А над Испанией безоблачное небо». Однако в этом случае должна быть радиостанция большого радиуса действия (скорее всего на средних волнах) и с большим количеством слушателей, которые способны понять данный сигнал.

Вариант третий (нормальный бизнес проект): создание радиокомпании с целью получения прибыли. Тем не менее, не слишком высока вероятность того, что компания окажется довольно рентабельной. Однако если вы твердо решили продать свой джип (стоимость которого не менее 50 000 $) и за вырученные деньги приобрести собственное радио, то можете смело регистрировать радиопрограмму (средство массовой информации).

Предварительно стоит ознакомиться с законом РФ « О средствах массовой информации», прежде всего с 7-й, 8-й и 10-й статьями, в которых описывается порядок учреждения СМИ. Конечно же, процедуру регистрации можно поручить грамотному посреднику или юристу, однако намного приятней, а к тому же и дешевле, сделать все своими руками.

После уплаты регистрационного сбора, правильного написания заявления о желании зарегистрировать СМИ, подачи в министерство или территориальный орган соответствующих документов, буквально через месяц вы станете счастливым владельцем заветного свидетельства, в котором будет прописано, что именно вы являетесь учредителем радиопрограммы, столь красивое название которой, придумали самостоятельно.

И согласно федеральному закону, у вас будет целый год, для того чтобы приступить к «изготовлению продукции СМИ». Прежде всего, следует позаботиться о статусе редакции. Так в 19-й статье федерального закона « О СМИ» указано, что редакции может быть присвоен статус юридического ли лица.

Поэтому лучше все-таки придать редакции статус самостоятельного хозяйствующего субъекта и открыть счет в банке.

А дальше может быть несколько вариантов: например, можно договориться с действующей уже радиокомпанией и буквально на несколько часов в неделю (поскольку больше они не позволят) арендовать у нее время эфира. Также можно выбрать и другой, более сложный вариант, а именно – с нуля создать радиостанцию.

При выборе второго варианта в Госсвязьнадзоре потребуется узнать: есть ли в вашем регионе, городе или поселке свободные частоты радиовещания. Если же такие частоты имеются, то дальше с местными связистами потребуется заключить протокол о намерениях и подать заявку на получение вещательной лицензии.

Гораздо хуже, если свободных частот нет: тогда надо будет заниматься разработкой частоты, а именно – обратиться в Московский НИИ за расчетом номинала частоты и в Ростелеком подать соответствующую заявку на получение частотной лицензии. При этом желательно, чтобы на переданной вам частоте вы могли бы вещать не ближайших лес и пару квартал города, а весь мегаполис.

В случае если у вас все удачно сложилось, например вы все-таки получили в Комиссии по телерадиовещанию региона и Госсвязьнадзоре временное разрешение на рабочую деятельность в эфире (на срок оформления лицензии). За то время, пока вы ждали разрешение, вы арендовали студию, соответственно оборудовали ее, проведением предварительного кастинга набрали немногочисленный штат сотрудников.

Казалось бы, жизнь удалась, и смело можно выходить в эфир! Увы, это не так. Если ваша цель заключается в получении денег, то на местном телевидении или в региональных газетах следует разместить анонсы, также заключить договор на рекламу и, соответственно записать рекламные ролики, кроме этого еще подготовить джинглы и заставку вашей радиостанции, после этого сделать «записи» собственных передач.

Но и это далеко не все. Также требуется заключить договор с федеральной радиокомпанией, чьи программы вы будете транслировать: поскольку вам не под силу весь эфир сразу закрыть собственными передачами и музыкой. Поэтому работы у вас предостаточно, и ее вполне хватит на многие месяцы.

Итак, если у вас есть в наличии свободные 50 000 $ и вы можете без какого-либо сожаления их потратить, то можете заниматься реализацией подобного проекта. Только не обольщайтесь.

В случае если спустя полгода работы в эфире вы не сможете выйти на уровень «по нулям» (своего рода точка безубыточности: ситуация когда равны расходы и доходы радиостанции), то можете считать, что данный проект никогда не принесет вам прибыль. И в данной ситуации, есть только один выход: уволить сотрудников, распродать оборудование, и на вырученные деньги придумать более эффективный бизнес.

Что продавать и кому?

Как уже упоминалось выше, потенциальные клиенты – это не радиослушатели, а те предприятия и организации, которым интересен данный потребительский сегмент. Т.е. радиостанция относится к категории В2В (business to business). Продукт, который предлагается к продаже – эфирное время для рекламы в той или иной форме. Это могут быть:

  • прямые рекламные ролики;
  • программа или рубрика, написанные под рекламодателя (например, рубрика рецептов «Готовим с «Олейной»);
  • спонсорство;
  • розыгрыши призов и конкурсы от рекламодателей;
  • прямые интервью с представителями компаний-рекламодателей (например, интервью с шеф-поваром одного из городских ресторанов);
  • запуск в ротацию песен за определенную оплату для раскрутки исполнителя.

Как можно зарабатывать на этом в дальнейшем, примеры развития:

  • а) организация видеопотока из студии с помощью веб-камеры;
  • в) создание базы для общения слушателей в реальном режиме времени с помощью чата;

Это возможность слушателям полностью окунуться в эфир, это привлекает внимание, расширяя возможности самого радио, это позволит размещать в студии рекламные плакаты спонсоров и общаться в чате от имени рекламодателя и т.д. За наиболее распространенную единицу для тарификации принимается секунда эфирного времени. Средняя стоимость ее в интернет-пространстве России составляет в среднем 4,3 рублей. Средняя длинна рекламного ролика – 20 секунд, т.о. получаем 80-85 рублей за 1 рекламный выход (обычно такая цена приемлема для станции с аудиторией не менее 4000 человек).

Концепция

Одного желания открыть радиостанцию маловато будет! Для того чтобы получать прибыль с рекламы и устанавливать достойные цены на ротации песен тех, кто хочет стать звездой, нужно как можно быстрее поднять свой рейтинг. Рейтинг радиостанции зависит от количества слушателей и от количества хвалебных отзывов о вас на форумах, в специальных группах соцсетей и т. п.

Как показывает практика, если за полгода вы не получили ни одного рекламного предложения, стоимостью хотя бы 10000 рублей. Этот бизнес нужно срочно продавать. Чтобы такого не случилось нужно выходить на данный рынок с уникальной концепцией, которую, кстати, нужно подавать в Роскомнадзор для получения разрешение на вещание как СМИ. Постарайтесь придумать что-то уникальное. Быстрый старт могут обеспечить всевозможные викторины с ценными призами. Ну, кто не любит дармовщинки! Вложив дополнительные 600000 рублей, за несколько месяцев вы поднимите свой рейтинг на достаточный уровень, чтобы начать получать прибыль.

Где и как продавать?

Наиболее обосновано открытие интернет-радиостанции в городе с населением не менее 300-400 тыс. человек, а лучшее время для запуска – середина осени-начало зимы, когда повышается количество интернет-пользователей и увеличивается период вовлеченности людей.

Для того чтобы в короткие сроки набрать максимальное число слушателей, следует продвигать станцию в социальных сетях, на городских форумах, с помощью таргетированном рекламы. Сразу стоит создать коммерческое предложение для рекламодателей и предлагать участвовать в раскрутке радиостанции с самого начала на условиях взаимного продвижения.

После получения стабильно высоких рейтингов и количества слушателей. Необходимо приступать к активным продажам рекламного времени. При этом целесообразно, чтобы радио выступало информационным партнером всех проводимых в регионе тематических мероприятий (например, открытие ресторана или дегустация вин для кулинарной волны).

Кудрин ставит радиоточку

РСВО — монополист, который контролирует радиосети трех городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Сейчас через проводное радио транслируются радиоканалы, которые в соответствии с указом президента от 2009 года должны быть бесплатными — это «Маяк», «Радио России» и региональные программы. Самое главное, что эта же сеть используется для оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций. Только такое радио способно работать без электричества, а потому иногда может стать незаменимым. Итак, эти услуги вроде бы должны быть бесплатными. На деле все иначе. Скажем, в Москве тариф за радиоточку с 2013 по 2019 год вырос с 56 до 112 рублей в месяц.

«При отсутствии государственного регулирования с 2013 по 2019 год тариф для населения менялся по Москве 9 раз, по Санкт-Петербургу 8 раз, для организаций в Москве — 8 раз и в Санкт-Петербурге — 3 раза», — отмечают в СП. Сейчас радиоточки в трех городах имеют 2,7 миллиона человек. За год набираются миллиарды рублей абонентской платы. Но в прошлом году ФГУП РСВО каким-то образом стало убыточным, выяснила Счетная палата.

Тем временем с 2012 по 2021 год количество радиоточек уменьшилось на 26,8 процента, а снижение числа собственно радиослушателей может быть еще больше. Официально отключают радио, написав заявление, далеко не все абоненты, которые перестали в нем нуждаться, многие просто отрезают провода и замуровывают радиоточку во время ремонта. К новым домам в городах федерального значения проводное радио должны подводить. Но разводку внутри квартир выполняют сами собственники, о проводном радио вспоминают единицы.

В результате сейчас в Москве охвачены проводным вещанием около трети населения, в Санкт-Петербурге — около 60 процентов жителей, а в Севастополе — около 7 процентов.

В СП предложили ввести госрегулирование тарифов на радиовещание. В Россвязи, которой подконтрольно ФГУП РСВО, пообещали учесть замечания СП.

Однако ситуацию по всей стране это не изменит. В 61 регионе услуги проводного вещания оказывает «Ростелеком». Количество абонентов тоже падает. Проводным радио охвачены не более 5,8 процента населения. В других регионах радиосети попросту демонтировали.

«В деревнях, в сельской местности проводного радиовещания практически нет», — говорит завкафедрой системы сетей массовых коммуникаций Московского технического университета связи и информатики Сергей Мишенков. В какой-то момент возобладало мнение, что сеть невыгодна, и ее стали убирать, забывая, что это еще и средство оповещения, поясняет он.

Но над будущим сетей проводного вещания задумывались еще в 90-е годы. «Мы предлагали объединить проводное радио с системой экстренных вызовов. Представьте, больная бабушка нажимает кнопку, и в аппаратную поступает сигнал», — говорит Мишенков. Тогда от этой системы многие бы не отказывались, уверен он.

Положительные и отрицательные стороны бизнес-проекта

плюсыминусы
Узкий потребительский сегмент, который привлекает конкретных рекламодателей Необходимость длительной и серьезной подготовки
Возможность четко отслеживать количество слушателей (чего не может ФМ радио) Обязательное наличие разговорных навыков и технической грамотности
Сравнительно малые входные затраты Постоянная деятельность, не предусматривающая перерывов и выходных
Возможность совмещать увлечения с работой Необходимость в самопродвижении
Отсутствие серьезного частотного контроля и цензуры

Технико-экономическое обоснование открытие интернет-радиостанции*

Какое оборудование требуется для реализации идеи?

Для полноценного вывода в интернет-эфир контента вашей радиостанции понадобится специфическое оборудование, которое позволит транслировать выбранную музыку и голосовые выходы ведущих, а также какие-то программы и ролики (в том числе и рекламные) в записи. Также это оборудование даёт возможность живого звучания в прямом эфире музыкальных инструментов.

Наименование Назначение Цена, в руб.
Mackie ProFX12 12-канальный микшер с процессором эффектов Диджейский микшерный пульт, позволяющий осуществлять руководство эфиром 12880 руб
Behringer C1 Studio студийный конденсаторный микрофон, 2 шт Основной и гостевой микрофоны предназначены для голосового вывода в эфир 2250*2 руб
Audio-Technica ATH-M30 студийные наушники, 2 шт Основные и гостевые наушники позволяют контролировать уровень шумов и громкости во время ведения эфира 2500*2 руб
Akai PRO RPM3 настольные контрольные мониторы Колонки на столе, через которые осуществляется контроль эфира (аналог наушников) 6140 руб
DBX 166XSV 2-канальный компрессор/лимитер/экспандер/гейт Позволяет вручную менять настройки звучания и контролировать шумы в эфире 7790 руб

Итого: 36 310 рублей

Сколько нужно средств, чтобы начать бизнес?

  • Основные капитальные вложения – это оборудование, которое может быть перепродано с минимальными потерями (до 20% цены): 36 310 рублей
  • Дополнительное оборудование (интернет-сайт, компьютер с ширококанальным доступом в интернет, стационарный телефон, коммутация, ПО для вещания (можно обойтись WinAmp или купить специализированный софт Megamix https://www.allradiosoft.ru/soundsoft/megamix.htm): 40 000 рублей;
  • Рекламные и организационные расходы: 25 000 рублей.

Итого: 101 310 рублей, где 35,8% – вложения в оборудование и 39,5% — дополнительные расходы, которые можно экономить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: