Как открыть свое такси с нуля и сделать этот бизнес успешным


Организация службы такси

Бизнес заключается в перевозке пассажиров. Система приема и распределения заявок помогает быстро подать машину по нужному адресу. Централизованная диспетчерская служба осуществляет прием и обработку заказов.

Выполняют заказы клиентов, аккредитованные в этой диспетчерской, водители. Такси оснащены специальными отличительными знаками («шашечками»), рацией и таксометром.

Как открыть такси, чтобы водители были заинтересованы в конечном результате, а владелец получал максимальную прибыль? Большинство предпринимателей используют схему работы, при которой водители работают индивидуально, «на себя». Определенную сумму (план) они обязаны отдавать владельцу службы такси. Прибыль растет по мере увеличения количества водителей, выполняющих заказы.

Еще один вариант – водители состоят в штате. Компания должна располагать собственным автопарком. Вся прибыль сосредотачивается ваших руках. В этом случае возникают вопросы амортизации автопарка и поиск хороших водителей.

Открыть диспетчерскую службу такси: начинаем с планирования (фото: Christian Müller - Fotolia.com).

Многие предприниматели предпочитают открыть службу такси с привлечением водителей, работающих «на себя». По мере становления фирмы и роста доходности предприятия, пополняется собственный автопарк. Качество сервиса и увеличение числа постоянных клиентов способствует скорейшему выходу на точку безубыточности и получению солидных дивидендов.

Составьте бизнес-план таксопарка, учитывающий особенности ведения бизнеса в данном регионе, емкость рынка, все финансовые и организационно-правовые вопросы.

Актуальность бизнеса

XXI век можно по праву считать «новой эрой такси». Услугами данной службы пользуются не только богатая прослойка населения, но и любой человек среднего класса. Широкий доступ и распространение такси объясняется его востребованием среди широких масс населения. Но многих интересует не только возможность быстро оказаться в точке назначения, но и заработать на такой идее. Много предпринимателей решаются открыть такси с нуля. Но для нормального функционирования и обеспечения клиентами необходима правильно разработанная стратегия и выбранная концепция развития. Только так бизнес станет прибыльным и быстро окупит вложенные инвестиции.

Видео по теме:

Служба такси — Бизнес с нуля

Регистрация предприятия

При оформлении разрешительной документации руководствуйтесь Федеральным законом «О такси» №69 с изменениями и дополнениями, вступившими в действие с 1 января 2013 года. Официально оформите ваше предприятие. Бизнес можно зарегистрировать на ИП. Перевозка пассажиров попадает под ЕНВД. Обязательно заключите договор с каждым из водителей, в котором оговорите процент от выручки или фиксированную сумму, которую они обязаны отдавать владельцу службы такси.

На каждую машину вы должны получить разрешение на автоперевозки в комитете по транспорту. Действует разрешение в течение 5 лет на территории федерального округа, где оно было получено. Документ находится в салоне. По первому требованию пассажира водитель обязан предъявить его.

Концепция проекта

Общая концепция предусматривает решение следующих основных социальных и экономических задач:

  • Создание предприятия по оказанию услуг такси с высокой рентабельностью.
  • Удовлетворение спроса потребителей услуг по пассажирским городским перевозкам.
  • Извлечение прибыли.

Проект финансируется из средств банковского коммерческого кредита в объеме 8 млн 250 тыс. рублей. При таком размере вложений доход инвестора будет равен 562,1 тыс. рублей.

Прогнозируемый срок окупаемости предприятия – 2 года.

При сохранении действующих на данный момент тенденций (ежегодный рост объемов предоставляемых услуг по перевозкам такси в 20%), компания сможет выйти на ежегодный уровень объема реализации услуг свыше 38 млн рублей.

Вложения рассчитаны из условия, что предприятию придется осуществлять деятельность на высококонкурентном рынке, поэтому для обеспечения его функционирования планируется приобретать современное высококачественное оборудование и материалы. Основные затраты по проекту связаны с приобретением автомобильной техники, спецоборудования, компьютеров, средств связи и оргтехники.

Бизнес-план такси с расчетами показывает, что расходы по открытию данного предприятия и обустройству таксопарка, окупятся не позднее чем через 2 года.

Помещение

Подберите помещение в самой высокой точке города для обеспечения хорошего качества связи. Для начала работы размер офиса может быть небольшим – 25–30 кв.м. В помещении диспетчерской службы необходим минимальный набор мебели (столы, стулья, шкафы).

Создайте комфортные условия труда диспетчеров службы такси для повышения уровня концентрации. К сожалению, на этой статье расходов владельцы такси часто экономят. Основные недостатки: тесное помещение, неудобная мебель, отсутствие достаточного времени на отдых между рабочими сменами, высокая нагрузка на одного диспетчера.

Персонал вынужден работать в некомфортных условиях. Постоянные стрессовые ситуации и плотный график работы ухудшают качество работы диспетчеров, приводят к недоразумениям, ошибкам, что, в итоге, ухудшает имидж компании и ведет к оттоку клиентов. Экономя в малом, вы теряете большие деньги.

Краткий анализ рынка

Нынешнее состояние рынка услуг такси в России характеризуется высокой конкуренцией и высокой зависимостью от общего экономического положения в стране, влияющего, прежде всего, на покупательскую способность населения. В таких условиях главным фактором становится ответ на вопрос, готовы ли люди платить деньги за предоставляемые преимущества перевозки на автомобилях такси.

Как показывают многочисленные опросы потребителей, для россиян приоритетным фактором пользования услугами такси выступает оперативность подачи транспортного средства. За него высказывается большинство опрошенных – свыше 65%. Как обстоятельство, непосредственно влияющее на уровень конкуренции, данный фактор является стимулом для улучшения репутации предприятий, более строгого подхода к подбору водительского персонала, сотрудников диспетчерской службы, автотранспортной техники.

Все более распространенным явлением в данном бизнесе оказывается расширение спектра предоставляемых услуг. Наиболее популярные:

  • Предоставление автомобилей люкс-класса.
  • Курьерская доставка малогабаритных предметов, продуктов, покупок.
  • Доставка детей к местам учебы или внешкольных занятий.
  • «Трезвый водитель» и другие.

Существенное улучшение качества услуг и грамотная организация деятельности предприятия такси, как правило, обеспечивают таким компаниям устойчивое положение на рынке.

Таким образом, главными факторами, влияющими на спрос, становятся уровень сервиса и стоимость услуги. Учитывая, что количество граждан, которые могут позволить себе воспользоваться услугами такси, на данный момент не уменьшается, то, как вид бизнеса, такси будет оставаться перспективным направлением деятельности, которая быстро окупается и начинает приносить солидную прибыль.

Вложения в создание предприятия такси вполне оправданы, основные фонды имеют высокую ликвидность.

Оборудование

Перед тем, как открыть новую службу такси, закупите необходимое оборудование:

  • компьютер со специальным программным обеспечением (от 20 тыс. руб.);
  • многоканальная телефонная связь. Номер телефона должен быть простым и запоминающимся. Каждый канал обойдется в 2-3 тыс. руб.;
  • программа для автоматизации учета заказов. Стоимость – до 200 тыс. руб.;
  • «шашечки» для такси. Стоимость – 600 руб. за штуку.

Для работы нужна радиосвязь диапазона УКВ-волн. Вам потребуется лицензия, которую оформлять сложно и дорого. Многие поступают следующим образом: заключают договор с посторонним оператором, имеющим лицензию на использование радиочастот, и ежемесячно вносят ему абонентскую плату.

Неизведанные территории

В небольших городах Валиев столкнулся с неожиданной проблемой — весь бизнес такси в них контролировался людьми из 90-х, которые считали этот рынок своим. Местные «авторитеты» били и поджигали машины и запугивали водителей, угрожая им на тот случай, если они будут работать в такси «Максим». В одном из городов конкуренты сожгли или испортили девять машин водителей. По мнению Валиева, такая ситуация скорее характерна для небольших городов с населением до 500 000 человек, и единственный способ её решить — напрямую договариваться с местными.

Эти люди — тонкие психологи, за свою жизнь прожившие не один кризис, и их бизнес до сих пор на плаву, поэтому универсального рецепта взаимодействия с ними нет, — говорит Валиев. — Нужно взять себя в руки и поговорить с ними напрямую, потому что у них тоже есть свои страхи и потребности. Нужно учиться договариваться.

Каждый город, в котором открывался предприниматель, требовал нового анализа рынка и иного подхода к продажам. «Города находятся на расстоянии 40 км, но водители как будто по-другому мыслят, — говорит Валиев. — Им говоришь, что это выгодно, они говорят, что невыгодно. Приходится придумывать новую стратегию развития города с нуля, и только через год-полтора появляются первые результаты».

Метод проб и ошибок часто требует пересмотра стратегии. Во второй город Валиев решил зайти с ценами на 20 % ниже рынка, получил забастовку водителей и потерял всех клиентов. Переубедить водителей и раскрутить бизнес пытались три месяца, но ничего не вышло. Через полгода начали заново: пересмотрели цены, сменили номер телефона, потому что репутация старого была неважной, и постепенно наладили спрос.

К сожалению, не все люди правильно оценивают свои силы при покупке франшизы, — говорит Светлана Шилкова, специалист отдела развития бизнеса такси «Максим». — Некоторые думают, что нужно лишь подписать договор и оплатить паушальный взнос, а дальше деньги сами потекут в карман. Это не так, развитие нашего сервиса заказа такси в городе — это ежедневный труд с обязательными вложениями. Кто-то становится нашим клиентом, планируя совмещать эту деятельность с основным местом работы, не имея помощников или своих сотрудников. Это крайне сложно, нужно уделять много времени размещению рекламы, сбору информации о конкурентах и тарифах, общению с клиентами и водителями, решению проблем сервиса с помощью автоматизированного рабочего места AIST.

В 2021 году франчайзи уехал из Хабаровского края в Приморский и стал развивать новый город за 1000 км от первоначальных. Последние точки, где запустилась франшиза в 2021 году, — небольшие города-спутники с населением в 15 тыс и 8 тыс человек. Развивать такси в меньшем городе было проще всего, потому что все уже знали, что в соседнем городе побольше все пользуются такси «Максим».

В каждом городе франчайзи сталкивался с новыми проблемами — в одном не сработала реклама на радио и билборды, в другом нужно было аккуратно заявлять о себе — раздавать визитки, расклеивать объявления, чтобы не злить конкурентов, в каждом из городов — обзванивать конкурентов и заново формировать тариф. Где-то минимальный заказ стоит 80 рублей, где-то 100 — на это влияют цены конкурентов.

Раньше предприниматель переезжал в новый город на один-два месяца, сейчас работает удаленно. По мнению Валиева, рынку в небольших городах все еще не хватает крупного игрока. В населенном пункте с населением 4 тыс человек может работать только один оператор такси, но даже если их десять, они необязательно справляются. Если мощности операторов ограничены, клиентов заставляют ждать и ответа на звонок, и самого автомобиля.

В таком городе можно уверенно запускаться, потому что машину можно будет подавать быстрее, а стоимость сервиса снизить на 10% благодаря оптимизации расходов, — говорит Валиев. — Так спрос вырастет.

Проблема Дальнего Востока для Валиева — совсем небольшое количество свободных малых городов. Недавно предприниматель запустил франшизу в Дальнегорске только потому, что у предыдущего франчайзи были очень низкие результаты.

Идеальный город для работы, по мнению Валиева, с населением 20 000-50 000 человек. Он не требует больших вложений, но дает хорошую перспективу на прибыль. «На западе городская агломерация идеальна, люди могут быстро ездить в села и соседние города, у нас же городов мало и они находятся далеко друг от друга, например, между Ванино и Спасском-Дальним — 1000 км», — говорит Валиев.

Семь фактов о франшизе такси «Максим»

  1. Сегодня партнером сервиса можно стать в 11 странах.
  2. Всего по франшизе открыто более 400 подразделений.
  3. В 2021 году подписан первый договор с франчайзи.
  4. Франчайзи получает эксклюзивные права на город и подключается к удаленному офису «Ассистент». Специалисты офиса следят за качеством выполнения заказов, отвечают на вопросы пользователей.
  5. Паушальный взнос для городов до 20 000 человек — 50 000 руб., от 20 000 — 100 000 руб. Общие вложения — до 300 000 руб.
  6. Роялти — 0 %. Максимум 30 % и 5 руб. за каждый звонок в контакт-центр после достижения выручки в 130 000 руб.
  7. Срок окупаемости зависит от размера города и работы франчайзи и может варьироваться от 3-х месяцев до 1,5 лет.

Персонал

Открыть свое такси можно только после набора штата грамотных, стрессоустойчивых работников. Для диспетчера обязательным условием является быстрый набор текста, внимательность, вежливость в общении и приятный голос.

  1. Директор. В большинстве компаний функции директора выполняет владелец.
  2. Бухгалтер. Наймите приходящего специалиста. Фиксированная заработная плата.
  3. Диспетчеры. Количество – не менее 3 человек. Установите сдельную оплату труда, чтобы повысить заинтересованность работников.
  4. Водители. Количество водителей увеличивается по мере роста известности вашей фирмы. Для штатных работников приемлемый вариант: ставка +%. Если водитель работает«на себя», вся сумма сверх сданного плана, остается водителю. Налоги он оплачивает сам.

Производственный план

На данном этапе планируется приобретение целого ряда необходимого оборудования, включающего:

  • Систему связи с водителем и клиентами
  • Серверы и терминал оператора
  • Устройства для контроля водителей
  • Оборудование для таксопарка

Для связи с водителем мы планируем применять телефон с сенсорным экраном и установленным на него приложением для водителей, которое располагает функциями GPS-навигации, таксометра и возможность дистанционного принятия заказов одной кнопкой. Такой комплект обойдется дешевле, чем оборудование таксопарка рациями. Также к преимуществам можно отнести надежность, беспроблемную связь в городах (в отличие от раций, сигнал которых можно перехватить) и отсутствие постоянных шумов в салоне. Непосредственно автопарк нашей службы мы планируем оборудовать магнитными шашками, световыми коробами и самоклеящейся пленкой с изображением бренда фирмы. Это позволит не только соблюсти закон, но и повысит авторитет организации в глазах клиента.

Ваша задача – как можно быстрее проинформировать население о том, что открылась новая служба такси, предлагающая клиентам отличные условия поездок. Где разместить рекламу вашей компании? Хорошие варианты:

  • на баннерах и рекламных щитах вдоль дорог;
  • в популярных печатных изданиях. Газета с объявлениями – лучший вариант. Ваша реклама должна занимать достаточно большое место, чтобы читатели сразу ее заметили;
  • напечатайте визитки, листовки. Наймите студентов для раздачи в людных местах;
  • разместите объявление в интернете.

Важная деталь – название компании. В нем обязательно должно присутствовать слово «такси». Второе слово должно отражать концепцию и круг клиентов: эконом-такси, такси-люкс, такси-десяточка, первое такси и т.д. Название должно легко запоминаться, как и номер телефона вашей компании.

Основные риски

Создание диспетчерской такси сопряжено с действием следующих потенциальных рисков для бизнеса:

  • Резким увеличением конкуренции в данном сегменте хозяйственной деятельности.
  • Ростом затрат на содержание транспортных средств, привлекаемых к таксомоторным перевозкам.
  • Падением объемов перевозок и снижением выручки перевозчиков.
  • Изменениями условий ведения бизнеса и его администрирования.
  • Падением общей покупательной способности основных категорий потребителей услуг такси.

«Романтический» расчет

Ну а теперь давайте немного отойдем от скучных цифр и попробуем сравнить, какие плюсы имеет каждый из вариантов. Ведь, что бы там я не писал, а на такси не поедешь с друзьями в путешествие на выходных. Но и старенький «Nissan» рядом с рестораном на первом свидании не будет смотреться так романтично, как новенький желтенький автомобиль с «шашечками».

Достоинства такси

  1. Вам не нужно будет учиться вождению и получать водительские права
  2. Не придется переживать о прохождении техосмотра, тратиться на ремонт
  3. Не придется откладывать деньги или брать кредиты в банке, чтобы купить автомобиль
  4. Можно не думать о том, выпить или нет бокал пива с друзьями, когда будете на машине
  5. Есть возможность выбирать автомобиль под свое настроение
  6. Можно вздремнуть, если начнет одолевать усталость

Достоинства собственного автомобиля

  1. Вы будете любить свою машину
  2. У вас будет бесценная возможность рвануть на выходные в другой город с семьей или друзьями, не подстраиваясь под даты и не думая о покупке билетов
  3. Вы всегда сможете помочь близким с перевозкой
  4. Будете наслаждаться радостью вождения

Подводим итоги

Чтобы, наконец, понять выгоды реализации одного из описанных сценариев, достаточно сделать следующее:

  1. Подсчитайте, как часто у вас возникает необходимость в автомобиле в течение месяца
  2. Выясните, сколько в среднем стоит одна поездка
  3. В отдельной графе расчетов просуммируйте расходы на страховку, паркинг, услуги автомойки, сезонную смену резины. Затем увеличьте получившуюся сумму еще на 3-5%, чтобы заложить сюда еще и непредвиденные расходы
  4. А теперь найдите разницу между всеми своими поездками в течение месяца и суммой обслуживания автомобиля
  5. Посчитайте, сколько месяцев должно пройти с момента покупки собственной машины, чтобы ваша инвестиция окупилась
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: